• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

География сельской местности

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 05.03.02. География
Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предназначен для студентов, знакомых с основами геодемографии и территориальной организации населения. Он направлен на изучение эволюции и трансформации систем сельского расселения и их зональных типов. В рамках курса рассматриваются подходы к выделению сельской местности и специфика статистического учёта сельского населения, анализируются существующие подходы к зонированию сельского расселения, рассматриваются региональная специфика и особенности локальных сельских систем расселения. Комплексный подход к изучению сельских территорий подразумевает рассмотрение особенностей локализованной в сельской местности экономики, анализа занятости сельских жителей и изучение особенностей сельского образа жизни в рамках антропологического подхода. В процессе освоения курса студенты выработают навыки полимасштабного анализа географических явлений, научатся комбинировать качественные и количественные подходы к исследованию в условиях неполноты официальных статистических данных.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение эволюции и трансформации систем сельского расселения, их зональных типов и азональных вариаций;
  • Рассмотрение подходов к выделению сельской местности и специфики статистического учёта сельского населения;
  • Получение знаний о функционировании сельской экономики, формальной и неформальной, знакомство с особенностями сельских рынков труда и специфике занятости сельского населения;
  • Выявление новых функций сельской местности и анализ роли сезонного населения в развитии сельских территорий.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует различные источники статистических данных, оценивает их адекватность современным процессам развития хозяйственного комплекса сельской местности
  • Выявляет и оценивает современные пути трансформации функций сельской местности в рамках полимасштабного подхода
  • Оперирует различными подходами к анализу социально-экономического развития сельской местности, оценивает территориальные диспропорции в динамике современных процессов эволюции сельских территорий
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Эволюция и территориальная дифференциация сельской местности
  • Динамика хозяйственных укладов в сельской местности
  • Не-аграрное и пост-аграрное развитие сельской местности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Самостоятельная работа по анализу статистических источников
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.25 * Самостоятельная работа по анализу статистических источников + 0.5 * Экзамен + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Flanigan, S. (2011). Rural (Key Ideas in Geography Series). Scottish Geographical Journal, 127(4), 338–340. https://doi.org/10.1080/14702541.2012.669944
  • Десять актуальных вопросов о сельской России : ответы географа, Нефедова, Т. Г., 2017
  • Между домом и ... домом : возвратная пространственная мобильность населения России, , 2016

Рекомендуемая дополнительная литература

  • АЛЕКСЕЕВ, А. И., САВОСКУЛ, М. С., САФРОНОВ, С. Г., & КУЗНЕЦОВА, Г. Ю. (2019). Основные тенденции эволюции сельского расселения России в ХХ - начале ХХI вв. ECO, 4, 26–49. https://doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2019-4-26-49

Авторы

  • Зотова Мария Владимировна