Магистратура
2023/2024
Стратегическое мышление и стратегический анализ
Статус:
Курс обязательный
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
24
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Волкова Ирина Олеговна
Прогр. обучения:
Производственные системы и операционная эффективность
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Стратегическое мышление и стратегический анализ» относится к базовой части дисциплин направления и формирует у студентов знания и навыки для подготовки к карьере профессионального менеджера. Программой дисциплины предусмотрено овладение знаниями и навыками в проведении современного стратегического анализа, а также основами стратегического дизайн-мышления для разработки корпоративной стратегии развития бизнеса и бизнес-стратегий отдельных направлений деятельности. В рамках курса будет сделан фокус на создание основ для формирования стратегического мышления как одного из основных надпрофессиональных навыков. Основой обучения является освоение концептуальных основ стратегического менеджмента, принципов построения стратегического процесса в организации на основе формирования планов и проектирования организационной структуры, организационного научения и предпринимательства. Важной особенностью курса является практическая отработка изучаемых методов стратегического анализа.
Цель освоения дисциплины
- Практически освоить концепции стратегического мышления и техники современного стратегического анализа;
- Сформировать понимание стратегического процесса и обеспечить развитие необходимых компетенций для эффективного участия в его организации и реализации;
- Освоить методы интеграции временной перспективы, анализа стратегических альтернатив и принятия решений в условиях неопределённости;
- Развить системное представление о деятельности фирмы и реализации проекта в контексте внешнего окружения;
- Сформировать понимание процессов конкуренции-сотрудничества и создания инноваций ценности, а также умение обосновывать стратегии развития бизнеса на корпоративном уровне и бизнес-стратегии в рамках отдельных направлений деятельности.
Планируемые результаты обучения
- Проводить стратегический анализ и синтез цепочки (сети) создания ценности, обосновывать in house/outsourcing варианты ее развития, включая цифровую трансформацию в направлении формирования платформы и цифровой экосистемы
- Системно описывать деятельность организации в контексте внешнего окружения в формате бизнес-модели, а также обосновывать стратегическую инициативу во взаимосвязи маркетинговых, операционных и финансовых параметров
- Строить карты смежных зон и оценивать их стратегический потенциал для обоснования диверсификационных и интеграционных стратегий развития корпорации
- Понимает особенности стратегического мышления в бизнесе
- Умеет формулировать стратегические задачи в условиях неопределённости
- Знает основные способы форсайт-исследований и прогнозной аналитики
- Системно описывает деятельность организации в контексте внешнего окружения в формате бизнес-модели, а также обосновывать стратегическую инициативу во взаимосвязи маркетинговых, операционных и финансовых параметров
- Проводит аудит корпоративного портфеля с применением портфельных матриц и оценить его сбалансированность, а также выявить и оценить ядро (ядра) корпоративного портфеля и оценить их потенциал
- Проводит стратегический анализ влияния внешнего окружения и потенциала организации, а также синтез адекватных решений по развитию бизнеса
- Умеет создавать видение будущего и увязывать его с целеполаганием, стратегическими альтернативами и стратегическими вызовами
- Детально проектировать стратегию развития в формате бизнеса
- Обосновывать позиционирование ценностных предложений относительно конкурентов, создавать инновации ценности и стратегии голубого океана
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Современный бизнес: тренды, тенденции, ландшафт и модели развития.
- Тема 2. Введение в стратегическое мышление.
- Тема 3. Стратегический процесс.
- Тема 4. Стратегический анализ: основные концепции и модели
- Тема 5. Сценарный анализ и планирование
- Тема 6. Бизнес-модель и системное описание бизнеса.
- Тема 7. Корпоративная стратегия.
- Тема 7. Конкурентное позиционирование и стратегия голубого океана.
- Тема 8. Системная реализация стратегии
Элементы контроля
- Кейс-практикумВ течение курса студенты выполняют 5 практических заданий/кейсов в группах по 4-5 человек, результаты которых представляются в виде презентаций.
- Разработка и защита командного проектаСтуденты выполняют в малых группах по 4-5 человек проекты по разработке стратегию развития бизнеса по перспективному направлению деятельности в формате бизнес-модели. На практическом занятии №12 команды готовят итоговую презентацию и представляют ее комиссии.
- ЭкзаменЭкзамен – проводится по итогам освоения дисциплины в рамках экзаменационной сессии 2 модуля в формате индивидуальной письменной работы.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 2nd module0.4 * Кейс-практикум + 0.4 * Разработка и защита командного проекта + 0.2 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Конкурентное преимущество : как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость, Портер, М., 2005
- Современный стратегический анализ, Грант, Р., 2018
Рекомендуемая дополнительная литература
- Alpina - 8930 - М.Портер - Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов - 9785961443363 - Альпина Паблишер - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/8930
- Катькало, В. С. Эволюция теории стратегического управления [Электронный ресурс] : монография / В. С. Катькало; Высшая школа менеджмента СПбГУ. . 3-е изд. . СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2011. . 548 с. - ISBN 978-5-9924-0037-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/492854
- Построение бизнес-моделей, настольная книга стратега и новатора, пер. с англ. М. Куньевой ; ред. М. Савина ; дизайн А. Смит, 6-е изд., 287 с., Остервальдер, А., Пинье, И., 2016
- Стратегия голубого океана : как найти или создать рынок, свободный от других игроков, Ким, В. Ч., 2016