• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Стратегическое мышление и стратегический анализ

Статус: Курс обязательный
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 24
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Волкова Ирина Олеговна
Прогр. обучения: Производственные системы и операционная эффективность
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Стратегическое мышление и стратегический анализ» относится к базовой части дисциплин направления и формирует у студентов знания и навыки для подготовки к карьере профессионального менеджера. Программой дисциплины предусмотрено овладение знаниями и навыками в проведении современного стратегического анализа, а также основами стратегического дизайн-мышления для разработки корпоративной стратегии развития бизнеса и бизнес-стратегий отдельных направлений деятельности. В рамках курса будет сделан фокус на создание основ для формирования стратегического мышления как одного из основных надпрофессиональных навыков. Основой обучения является освоение концептуальных основ стратегического менеджмента, принципов построения стратегического процесса в организации на основе формирования планов и проектирования организационной структуры, организационного научения и предпринимательства. Важной особенностью курса является практическая отработка изучаемых методов стратегического анализа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Практически освоить концепции стратегического мышления и техники современного стратегического анализа;
  • Сформировать понимание стратегического процесса и обеспечить развитие необходимых компетенций для эффективного участия в его организации и реализации;
  • Освоить методы интеграции временной перспективы, анализа стратегических альтернатив и принятия решений в условиях неопределённости;
  • Развить системное представление о деятельности фирмы и реализации проекта в контексте внешнего окружения;
  • Сформировать понимание процессов конкуренции-сотрудничества и создания инноваций ценности, а также умение обосновывать стратегии развития бизнеса на корпоративном уровне и бизнес-стратегии в рамках отдельных направлений деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Проводить стратегический анализ и синтез цепочки (сети) создания ценности, обосновывать in house/outsourcing варианты ее развития, включая цифровую трансформацию в направлении формирования платформы и цифровой экосистемы
  • Системно описывать деятельность организации в контексте внешнего окружения в формате бизнес-модели, а также обосновывать стратегическую инициативу во взаимосвязи маркетинговых, операционных и финансовых параметров
  • Строить карты смежных зон и оценивать их стратегический потенциал для обоснования диверсификационных и интеграционных стратегий развития корпорации
  • Понимает особенности стратегического мышления в бизнесе
  • Умеет формулировать стратегические задачи в условиях неопределённости
  • Знает основные способы форсайт-исследований и прогнозной аналитики
  • Системно описывает деятельность организации в контексте внешнего окружения в формате бизнес-модели, а также обосновывать стратегическую инициативу во взаимосвязи маркетинговых, операционных и финансовых параметров
  • Проводит аудит корпоративного портфеля с применением портфельных матриц и оценить его сбалансированность, а также выявить и оценить ядро (ядра) корпоративного портфеля и оценить их потенциал
  • Проводит стратегический анализ влияния внешнего окружения и потенциала организации, а также синтез адекватных решений по развитию бизнеса
  • Умеет создавать видение будущего и увязывать его с целеполаганием, стратегическими альтернативами и стратегическими вызовами
  • Детально проектировать стратегию развития в формате бизнеса
  • Обосновывать позиционирование ценностных предложений относительно конкурентов, создавать инновации ценности и стратегии голубого океана
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Современный бизнес: тренды, тенденции, ландшафт и модели развития.
  • Тема 2. Введение в стратегическое мышление.
  • Тема 3. Стратегический процесс.
  • Тема 4. Стратегический анализ: основные концепции и модели
  • Тема 5. Сценарный анализ и планирование
  • Тема 6. Бизнес-модель и системное описание бизнеса.
  • Тема 7. Корпоративная стратегия.
  • Тема 7. Конкурентное позиционирование и стратегия голубого океана.
  • Тема 8. Системная реализация стратегии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Кейс-практикум
    В течение курса студенты выполняют 5 практических заданий/кейсов в группах по 4-5 человек, результаты которых представляются в виде презентаций.
  • блокирующий Разработка и защита командного проекта
    Студенты выполняют в малых группах по 4-5 человек проекты по разработке стратегию развития бизнеса по перспективному направлению деятельности в формате бизнес-модели. На практическом занятии №12 команды готовят итоговую презентацию и представляют ее комиссии.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен – проводится по итогам освоения дисциплины в рамках экзаменационной сессии 2 модуля в формате индивидуальной письменной работы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 2nd module
    0.4 * Кейс-практикум + 0.4 * Разработка и защита командного проекта + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Конкурентное преимущество : как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость, Портер, М., 2005
  • Современный стратегический анализ, Грант, Р., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alpina - 8930 - М.Портер - Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов - 9785961443363 - Альпина Паблишер - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/8930
  • Катькало, В. С. Эволюция теории стратегического управления [Электронный ресурс] : монография / В. С. Катькало; Высшая школа менеджмента СПбГУ. . 3-е изд. . СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2011. . 548 с. - ISBN 978-5-9924-0037-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/492854
  • Построение бизнес-моделей, настольная книга стратега и новатора, пер. с англ. М. Куньевой ; ред. М. Савина ; дизайн А. Смит, 6-е изд., 287 с., Остервальдер, А., Пинье, И., 2016
  • Стратегия голубого океана : как найти или создать рынок, свободный от других игроков, Ким, В. Ч., 2016

Авторы

  • Волкова Ирина Олеговна