• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2023/2024

Исследования медиатизации социальной жизни

Статус: Курс обязательный
Направление: 00.00.00. Аспирантура
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 20

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с различными подходами к исследованиям медиатизации общества и культуры. Повсеместное использование медиатехнологий приводит к медиатизации тела, детства, памяти, любви, здоровья, семейных отношений, образования, политики, науки, религии, развлечений и т.д. Медиатизация действует на всех уровнях социальной жизни. Ключевые темы данного курса: квантификация телесности (селф-трекинг) в эпоху датаизма; медиатизация памяти; дигитализация повседневных практик и близких отношений; медиатизация сообществ, движений и социальных институтов; антиутопический дискурс цифрового будущего. Главные вопросы: что происходит с человеческим умом и телом в эпоху «глубокой» медиатизации? Как медиатехнологии трансформируют идентичность, память и различные сегменты социальной и культурной жизни? В каких направлениях исследовать «медиатизированные миры»? Каков образ медиатехнологий и медиатизированного будущего в цифровых антиутопиях?
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов представление об исследованиях медиатизации общества и культуры
  • Развить навыки исследования медиатизации различных сфер социальной жизни
  • Развить навыки критической рефлексии в отношении процессов медиатизации и попыток их концептуализации
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ориентируется в ключевых понятиях и теориях в области исследований медиатизации
  • Знает основные направления исследований медиатизации
  • Применяет различные подходы в изучении конкретных проявлений медиатизации
  • Использует эмпирические методы исследования медиатизированных социальных практик и институтов
  • Осуществляет критическую рефлексию существующих подходов в исследованиях медиатизации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Медиатизация как исследовательское направление
  • Тема 2. Селф-трекинг, медиатизация повседневности и социальных институтов
  • Тема 3. Медиатизация коллективной памяти об исторических событиях
  • Тема 4. Медиатизация религиозных институтов в современном контексте
  • Тема 5. Представление результатов исследований медиатизации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Задание к семинарам
  • неблокирующий Письменная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 1st semester
    0.6 * Задание к семинарам + 0.3 * Письменная работа + 0.1 * Посещаемость
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Btihaj Ajana. (2018). Self-Tracking : Empirical and Philosophical Investigations. Palgrave Macmillan.
  • Garde-Hansen, J. (2011). Media and Memory. Edinburgh University Press.
  • Hjarvard, S. (2013). The Mediatization of Culture and Society. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=549083
  • Stefan Selke. (2016). Lifelogging : Digital Self-tracking and Lifelogging - Between Disruptive Technology and Cultural Transformation. Springer VS.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Евгения Ним. (n.d.). (Не)социальное конструирование реальности в эпоху медиатизации.
  • Ним Евгения Генриевна. (n.d.). Селф-Трекинг Как Практика Квантификации Телесности: Концептуальные Контуры.

Авторы

  • Федорова Ксения Александровна
  • Душакова Ирина Сергеевна
  • Ним Евгения Генриевна