Бакалавриат
2023/2024
Право в медиакоммуникациях
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Управление в креативных индустриях)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
8
Контактные часы:
80
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Право в медиакоммуникациях» учитывает уникальный авторский опыт, отвечает вызовам современной медиаиндустрии и направлена на обучение студентов бакалавриата образовательной программы «Управление в креативных индустриях».Студенты узнают об основных организационно-правовых формах и особенностях различных налоговых режимов для реализации проектов в креативных индустриях, а также научатся определять «зоны риска», связанные с созданием и распространением цифрового контента в Интернете: защита чести, достоинства и деловой репутации, частной жизни, персональных данных, права на изображение; регулирование рекламы; антипиратское законодательство и др. Студенты также познакомятся с основными проблемами и тенденциями медиаэтики в России и в мире.Дисциплина направлена на формирование конкретных практических навыков у студентов: выбор оптимальной организационно-правовой формы и налогового режима для медиастартапа; выработку стратегии защиты авторского контента, бренда, имени и домена; отработки механизма «очистки прав»; аудит юридической документации и внесение правок в типичные для медиаиндустрии договоры на базовом уровне. Дисциплина поможет приобрести конкретные менеджерские навыки для организации работы с контентом и минимизации сопутствующих рисков правового характера. Среди ключевых – риски блокировок и удаления контента в соответствии с законодательством РФ и правилами медиаплатформ, незаконное использование чужого контента в рамках собственных медиастартапов, недобросовестные договорные практики. Преимуществом дисциплины является ее системность и доступность для студентов, не имеющих специальной юридической базы. Дисциплина включает в себя две части:Правовая часть курса (44 а.ч.):блок 1: «Информационно-правовые аспекты медиа»блок 2: «Авторско-правовые аспекты медиа»блок 3: «Особенности юридического сопровождения медиастартапа» Этическая часть курса (36 а.ч.)Студенты научатся самостоятельно, без привлечения юристов принимать правовые решения на базовом уровне, а также определять и прогнозировать риски нарушения этических норм при управлении и сопровождении проектов в креативных индустриях.
Цель освоения дисциплины
- Дать студентам представление о необходимых менеджерских решениях, лежащих в правовой плоскости, а также обучить навыкам юридического сопровождения креативных проектов на разных этапах работы с ними: от выбора налогового режима до дистрибуции контента в Интернете.
- Дать студентам представление об основах российского законодательства в некоторых областях интеллектуального права (авторское, смежное право; товарные знаки) и выработать практические навыки, связанные с «очисткой прав» и договорной работой в целом в сфере покупки/продажи контента, создания/защиты/управления продукта для креативных проектов.
- Дать студентам общее представление об информационно-правовых и этических аспектах медиа, способных влиять на содержание контента и принимаемые относительно него управленческие решения в креативных индустриях (на разных этапах сопровождения проектов).
Планируемые результаты обучения
- Называет «зоны риска» и последствия распространения определенного контента в сети Интернет с точки зрения ограничений, предусмотренных информационным законодательством РФ.
- Раскрывает концепцию «свободы слова» и «свободы информации», а также допустимые ограничения данных свобод в контексте международного и российского медиаправа.
- Называет основные тенденции в регулировании Интернета и креативных индустрий в России и в мире.
- Решает кейсы, связанные с защитой информационных прав субъектов, с минимизацией правовых рисков в контексте информационного права РФ.
- Определяет вид авторско-правового договора, называет его существенные условия по ГК РФ.
- Вносит правки в авторско-правовые договоры в соответствии с заданными условиями кейса.
- Называет возможные виды и средства защиты исключительных прав на контент, средства индивидуализации креативных проектов.
- Решает кейсы, связанные с «очисткой прав», с выбором объема необходимых исключительных прав в договорной работе, а также связанные со свободным использованием произведений (определяет возможность использования чужого контента в рамках креативных проектов).
- Выбирает организационно-правовую форму (ИП, ООО, самозанятость), оптимальный налоговый режим для креативного проекта, исходя из условий кейса и норм налогового законодательства РФ.
- Предлагает менеджерские решения для типичных правовых проблем в креативных индустриях, связанных с созданием и дистрибуцией контента в Интернете, в целях минимизации возможных рисков правового характера.
- Разрабатывает необходимую договорную схему для креативного стартапа или стартап-проекта, учитывая особенности взаимодействия с контрагентами по кейсу.
- Разрабатывает стратегию юридического сопровождения и управления собственного креативного проекта на базовом уровне.
- Анализирует отечественный и зарубежный опыт этического саморегулирования.
- Анализирует проблемы медиаэтоса.
- Называет основные имена, определения, концепции, подходы современной медиаэтики.
- Ориентируется в основных понятиях, сферах и «болевых точках» современной медиаэтики.
- Различает понятия «мораль» и «нравственность», «деонтология», «этика» и «профессиональная этика».
- Решает кейсы, связанные с современной медиаэтикой.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в курс: основные понятия и источники медиаправа.
- Защита чести, достоинства, деловой репутации.
- Защита частной жизни.
- Защита детей от вредной информации в медиа.
- Правовое регулирование рекламы.
- Интеллектуальная собственность: виды, основные понятия.
- Договоры о передаче исключительных прав на контент: виды, существенные условия, ответственность за нарушение. «Очистка прав» в медиа.
- Организационно-правовая форма медиастартапа, налоговые режимы, договорные схемы.
- Дистрибуция контента в соцсетях: пользовательские соглашения и политика конфиденциальности.
- Этика: общечеловеческое и профессиональное измерение.
- Этика медиа: что происходит с журналистикой?
- Этика не-журналистских цифровых медиа.
- Пользовательский этикет и проблемы современной цифровой этики.
- Отечественные и зарубежные работы по этике современных медиа.
- Кодексы медиаэтики: история и современность.
- Основные дилеммы медиаэтики: анализ кейсов.
Элементы контроля
- Итоговый тест по правовой части курса
- Правовой аудит медийного стартапа (в группах)Группы студентов (до 5 человек) получают на руки описание медийного стартапа. Студентам будет предложено: 1) выявить все возможные риски для медийного стартапа на этапах запуска и сопровождения, учитывая законодательство РФ; 2) описать договорную схему, которую нужно предусмотреть для данного стартапа: с кем нужны будут договоры? Какие? Что в них важно отразить? 3) описать возможную организационно-правовую схему и налоговый режим: что удобнее и почему? 4) дать ответ на общий вопрос: какие еще рекомендации можно дать владельцу такого стартапа в контексте пройденных тем по курсу? Обсуждения в группах, подготовка ответов: 60 минут. Презентация ответов от группы: до 10 минут. Обсуждение с коллегами и преподавателем (вопросы, комментарии, уточнения): 3-5 минут.
- Аудит авторско-правового договора (в группах)Группы студентов (до 5 человек) получают на руки договор с описанием кейса, предшествующего его подписанию, а также вопросы для обсуждения. Обсуждения в группах, подготовка ответов: 30 минут. Презентация результатов аудита и ответов на вопросы по кейсу: 5-7 минут. Обсуждение с коллегами и преподавателем (вопросы, комментарии, уточнения): 3-5 минут.
- Тест по итогам лекцийХод усвоения студентами лекционного материала контролируется с помощью теста, включающего закрытые вопросы и задачи (количество вопросов зависит от пройденного материала, но не более 30). Решение тестов происходит онлайн до даты, обозначенной в презентации курса в Smart LMS.
- Работа на семинарских занятияхУчитывается количество верных и полных ответов студентов. После каждого семинарского занятия указанные ответы конвертируются в оценки на усмотрение преподавателя, в зависимости от объема выполненных заданий за занятие/занятия. Значение баллов обозначено и конкретизировано в презентации курса в Smart LMS, которая становится доступной студентам в начале курса.
- Анализ кейсаСтудентам предлагается проанализировать реальный кейс из российской или зарубежной медиаиндустрии на предмет соблюдения применимых медиаэтических норм при создании и распространении контента.
- Итоговый проект
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 4 модульФормула оценивания за 3 модуль (правовая часть курса): О Итоговый тест * 0.5 + О Аудит стартапа * 0,25 + О Аудит договора * 0.15 + О Тест по лекциям * 0.1 = О итог правовая часть; Формула оценивания за 4 модуль (этическая часть курса): О Проект * 0.5 + О Работа на семинарских занятиях * 0.25 + О Анализ кейса * 0.25 = О итог этическая часть; Оитог за весь курс = Оитог правовая часть * 0.5 + Оитог этическая часть * 0.5
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Бачило, И. Л. Информационное право : учебник для вузов / И. Л. Бачило. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 419 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00608-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468354 (дата обращения: 27.08.2024).
- Брагинский, М. И. Договорное право / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. — 2-е изд. — Москва : СТАТУТ, [б. г.]. — Книга 3 : Договоры о выполнении работ и оказании услуг — 2011. — 1055 с. — ISBN 978-5-8354-0751-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61858 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Брагинский, М. И. Договорное право: общие положения : учебное пособие / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. — 4-е изд. — Москва : СТАТУТ, 2020. — 847 с. — ISBN 978-5-8354-1666-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/175443 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Брагинский, М. И. Договорное право. Книга пятая : в 2 томах / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. — 2-е изд. — Москва : СТАТУТ, [б. г.]. — Том 1 : Договоры о займе, банковском кредите и факторинге. Договоры, направленные на создание коллективных образований — 2011. — 736 с. — ISBN 978-5-8354-0753-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61521 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Дзялошинский, И. М. Профессиональная этика журналиста : учебник и практикум для вузов / И. М. Дзялошинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 412 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9204-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512165 (дата обращения: 27.08.2024).
- Информационное право : учебник для вузов / М. А. Федотов [и др.] ; под редакцией М. А. Федотова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 868 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16021-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530260 (дата обращения: 27.08.2024).
- Коршунов, Н. М. Интеллектуальная собственность (Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) : учеб. пособие / под общ. ред. Н. М. Коршунова, Ю. С. Харитоновой. — 2-е изд., перераб. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 384 с. - ISBN 978-5-91768-601-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/906576
- Право интеллектуальной собственности : учебник для вузов / Л. А. Новоселова [и др.] ; под редакцией Л. А. Новоселовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 300 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15281-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489380 (дата обращения: 27.08.2024).
- Рубцова, Н. В., Договорное правовое регулирование предпринимательской деятельности : монография / Н. В. Рубцова. — Москва : Русайнс, 2020. — 166 с. — ISBN 978-5-4365-1981-4. — URL: https://book.ru/book/934869 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Global Media Ethics: Problems and Perspectives, edited by Stephen J. A. Ward, John Wiley & Sons, Incorporated, 2013. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1120866 - ЭБС ProQuest Ebook Central - Academic Complete.
- James, Carrie. Disconnected : Youth, New Media, and the Ethics Gap, MIT Press, 2014. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=3339864 - ЭБС ProQuest Ebook Central - Academic Complete.
- Kéfi, H. (2015). Information Technology Ethics : Concepts and Practices in the Digital World. Cambridge Scholars Publishing.
- Müller, D. (2014). Journalism Ethics for the Digital Age. Scribe.
- Анисимов, А. П. Договорное право : практическое пособие для вузов / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, С. А. Чаркин ; под общей редакцией А. Я. Рыженкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 297 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9887-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472259 (дата обращения: 27.08.2024).
- Гульбин, Ю. Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров - товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров: Гражданскоправовой аспект : монография / Ю. Т. Гульбин. — Москва : СТАТУТ, 2007. — 284 с. — ISBN 9785835404094. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61852 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Договорное право России: реформирование, проблемы и тенденции развития: Монография / Е.Е. Богданова, Л.Ю. Василевская, Е.С. Гринь и др. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 192 с. - ISBN 978-5-91768-677-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1025457
- Позднякова, Е. А. Авторское право : учебник и практикум для вузов / Е. А. Позднякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 243 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06048-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450367 (дата обращения: 27.08.2024).
- Ульбашев, А. Х. Правовые основы журналистики. Общий курс медиарегулирования : учебник для вузов / А. Х. Ульбашев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 189 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10581-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475617 (дата обращения: 27.08.2024).
- Шершеневич, Г. Ф. Авторское право на литературные произведения / Г. Ф. Шершеневич ; составитель В. А. Белов. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 274 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06842-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472833 (дата обращения: 27.08.2024).