Магистратура
2023/2024
Экономика образования
Статус:
Курс обязательный (Доказательное развитие образования)
Направление:
38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения:
Доказательное развитие образования
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Общая цель данного курса - познакомить вас с экономическим анализом образования. В частности, курс призван помочь вам приобрести знания в пяти основных областях:Какие проблемы в области образования экономисты изучаютКонцепция образования как инвестиции (человеческий капитал), измерение стоимости этих инвестиций, а также то, как образование способствует экономическому росту и распределению доходов.Рынки труда преподавателей и ценность преподавателя в образовательном процессе.Школы как места производства и экономика процесса производства образования.Образование как общественное и частное инвестиционное благо и последствия для финансирования образования.
Цель освоения дисциплины
- Общая цель данного курса - познакомить вас с экономическим анализом образования. В частности, курс призван помочь вам приобрести знания в пяти основных областях: Какие проблемы в области образования экономисты изучают Концепция образования как инвестиции (человеческий капитал), измерение стоимости этих инвестиций, а также то, как образование способствует экономическому росту и распределению доходов. Рынки труда преподавателей и ценность преподавателя в образовательном процессе. Школы как места производства и экономика процесса производства образования. Образование как общественное и частное инвестиционное благо и последствия для финансирования образования.
Планируемые результаты обучения
- discuss intelligently how economists view the life cycle of investment in learning and skills for work
- discuss intelligently the contribution that economics and economists have made to how we think about the role of education in society
- discuss intelligently the various ways governments raise money to pay for education and whether some ways are more effective and more equitable than others
- discuss intelligently whether higher salaries for teachers will bring “better” teachers in the teaching profession
- discuss intelligently whether raising educational requirements has a positive or negative effect on teacher quality
- discuss intelligently how education contributes to economic growth and income distribution
- discuss intelligently schools as places of production and the economics of the education production process
- уметь грамотно обсуждать вклад экономики и экономистов в осмысление роли образования в обществе.
- уметь грамотно обсуждать: (1) что происходит с заработной платой при изменении спроса и предложения на различные виды труда; (2) что представляет собой изменение спроса и предложения: (3) как экономисты рассматривают жизненный цикл инвестиций в обучение и навыки для работы; (4) как экономисты измеряют выгоды от образования; (5) каковы основные затраты на образование и как они влияют на решения людей о получении образования.
- уметь грамотно обсуждать: (1) Почему экономический рост является хорошим показателем общей экономической отдачи от образования; (2) Являются ли когнитивные знания лучшим показателем образования при прогнозировании экономического роста, чем количество лет обучения; (3) Является ли распределение образования важным фактором при прогнозировании неравенства доходов.
- уметь грамотно обсуждать следующие вопросы: (1) Могут ли школы существенно влиять на успеваемость учащихся; (2) Может ли выбор школы повысить качество школьного образования и улучшить успеваемость учащихся; (3) Что именно в учителях, помогает учащимся лучше учиться и как показать это эмпирически; (4) Возможные причины, по которым школы в одних странах лучше, чем школы в других странах, и виды исследований, которые могут показать, почему они лучше.
- уметь грамотно обсуждать: (1) Приведет ли повышение заработной платы учителей к появлению хороших учителей; (2) Что важнее для привлечения и удержания учителей - условия труда или заработная плата; (3) Какие стратегии оплаты труда могут быть более эффективными для повышения качества людей, выбирающих профессию учителя.
- уметь грамотно обсуждать различные способы привлечения средств на оплату образования и то, являются ли одни способы более эффективными и справедливыми, чем другие
- (1) анализирует и иллюстрирует, что происходит с заработной платой при изменении спроса и предложения на различные виды труда; (2) формулирует, что представляет собой изменение спроса и предложения: (3) объясняет, как экономисты рассматривают жизненный цикл инвестиций в обучение и навыки для работы; (4) умеет измерять отдачу от образования;
- (1) Аргументирует экономический рост является хорошим показателем общей экономической отдачи от образования; (2) объясняет, являются ли когнитивные знания лучшим показателем образования при прогнозировании экономического роста, чем количество лет обучения; (3) умеет выдвигать гипотезы и искать аргументы является ли распределение образования важным фактором при прогнозировании неравенства доходов.
- аргументирует на основе прочитанной литературы и исследований (1) могут ли школы существенно влиять на успеваемость учащихся; (2) может ли выбор школы повысить качество школьного образования и улучшить успеваемость учащихся. разрабатывает дизайн исследований о том, что именно в учителях, помогает учащимся лучше учиться и как показать это эмпирически.
- (1) умеет рассчитывать и иллюстрировать графически приведет ли повышение заработной платы учителей к появлению хороших учителей; (2) аргументирует, что важнее для привлечения и удержания учителей - условия труда или заработная плата; (3) описывает и взвешивает альтернативы, какие стратегии оплаты труда могут быть более эффективными для повышения качества людей, выбирающих профессию учителя.
- аргументирует с привлечением литературы и релевантных исследований основания и проблемы различных способов привлечения средств на оплату образования и то, являются ли одни способы более эффективными и справедливыми, чем другие
Содержание учебной дисциплины
- Введение в экономику образования
- Образование и рынки труда
- Образование, экономический рост и распределение доходов
- Производственная функция: Как школы производят результаты обучения?
- Рынки труда учителей
- Вопросы финансирования образования
Элементы контроля
- Задачи 1 Спрос и предложение, эластичность
- Задачи 2 Отдача от образования
- Эссе 1 Образование и гендерное неравенство
- Эссе 2 Роль учителей в образовательных результатах школьников
- Задачи 3 Рынки труда учителей
- Эссе 3 Распределение финансирования образования
- Посещаемость занятий
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.15 * Задачи 1 Спрос и предложение, эластичность + 0.15 * Задачи 2 Отдача от образования + 0.15 * Задачи 3 Рынки труда учителей + 0.1 * Посещаемость занятий + 0.15 * Эссе 1 Образование и гендерное неравенство + 0.15 * Эссе 2 Роль учителей в образовательных результатах школьников + 0.15 * Эссе 3 Распределение финансирования образования
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Carnoy, M., Loyalka, P., Dobri︠a︡kova, M. S., Dossani, R., Froumin, I. D., Kuhns, K., … Wang, R. (2013). University Expansion in a Changing Global Economy : Triumph of the BRICs? Stanford, California: Stanford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=713617
- Epple, D. (2019). Information, Incentives, and Education Policy. Journal of Economic Literature, 57(3), 698–700. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=ecn&AN=1784268
- Eric Hanushek, & Ludger Woessmann. (2008). The Role of Cognitive Skills in Economic Development. Discussion Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.sip.dpaper.07.034
- George Psacharopoulos, & Harry Anthony Patrinos. (2018). Returns to investment in education: a decennial review of the global literature. Education Economics, (5), 445. https://doi.org/10.1080/09645292.2018.1484426
Рекомендуемая дополнительная литература
- A. Hanushek, Dennis, D. Kimko, Paul Romer, Sergio Rebelo, & Michael Wolkoff. (2000). Schooling, labor force quality and the growth of nations. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8925F313
- Carnoy, M. (1985). The political economy of education. International Social Science Journal, 37(104), 157. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=sih&AN=5635073