Магистратура
2023/2024
НПС Методы и инструменты индивидуального и группового психодинамического коучинга. Фасилитация и модерация
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 2 семестр
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Стависский Михаил Юрьевич
Прогр. обучения:
Психоанализ и психоаналитическое бизнес - консультирование
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Методы и инструменты групповой работы с организациями: психодинамический коучинг, фасилитация, модерация» направлена на формирование теоретических знаний, практических умений и навыков разработки, проведения и оценки эффективности групповой работы. Курс предполагает знакомство с основными направлениями и подходами в разработке и проведении групповых форматов работы с организациями, диагностику организаций; специфику и особенности проведения групповой работы. Особое внимание уделяется умению разрабатывать и проводить групповую работу с учетом потребностей группы и запросов клиентов; применять принципы и подходы психологических теорий для объяснения механизмов поведения участников группы; проводить анализ процесса проведения групповой работы с целью оценки ее эффективности. Данный курс рассчитан на получение теории и практики проведения современных групповых методов обучения и развития сотрудников компании, как одного из направлений деятельности T&D-менеджера, коуча, консультанта. В результате освоения курса студенты получат знание технологии организации различных методов групповой работы в обучении и развитии персонала; понимание правил групповой динамики участников; овладеют принципами проведения и составления обучающих мероприятий; научатся проектировать программу групповой работы, подбирать метод, содержание, техники, упражнения в соответствии с целями, категорией участников и другими критериями; отработают навык самостоятельного проведения группы по отдельным методам групповой работы; научатся правильно интерпретировать происходящее в группе; диагностировать группу в целом, и каждого участника в отдельности; давать конструктивную обратную связь; овладеют приемами работы с сопротивлением участников группы. Ключевые темы курса: история развития групповых методов, Социально-психологические аспекты групповых методов, Групповые методы в психоанализе и других психологических школах, Методические основы применения групповых методов, Классификация и основные виды групп, Психодинамический подход в проведении групповой работы, Групповые нормы, Ролевые позиции в группе, Понятие о групповой сплоченности, Основные роли ведущего группы, Функции ведущего, Стили руководства группой, Методы, техники и приемы групповой работы, Этические аспекты групповой работы.
Цель освоения дисциплины
- Освоение слушателями методами и инструментами группового коучинга и фасилитации. Приобретение навыков менторинга
- Целями дисциплины являются: изучение и практическое освоение инструментов и техник фасилитации, модерации, а также методов и форматов групповой работы в коучинге
Планируемые результаты обучения
- Знает способы оценки эффективности групповой работы, владеет технологией оценки результатов по Д.Киркпатрику.
- знает основные понятия, методы и инструменты фасилитации, проведения групповых сессий в психоаналитической парадигме, будет в состоянии самостоятельно проводить в организации работу с группами в коучинговом и фасилитационном форматах
- знает основные понятия и базовые теории фаслитации, основные виды фасилитации и других форматов групповой работы, специфику современных методов групповой работы (страт сессия, опен-спейс, «мировое кафе», бизнес-симуляция и т.д.)
- знает способы оценки эффективности групповой работы, владеет технологией оценки результатов по Д.Киркпатрику
- знает основные группы методических средств и техник групповой формы работы, умеет подбирать их под задачу обучения или развития персонала, владеет информации об их специфике и правилах применения
- знает и умеет проводить анализ профессиональных задач, организационный анализ и персональный анализ
- обладает информацией о требованиях к ведущему развивающей группы
- знает основные характеристики эффективного ведущего и этические аспекты деятельности ведущего
- имеет информацию о факторах переноса результатов групповой работы в профессиональную деятельность
- имеет информацию о характере, цели и возможностях фасилитации
- знает основные понятия и методологические основы фасилитации, ее механизмы
- знает основные методы фасилитации, понимает важность и сущность задач, которые решает фасилитатор
- имеет информацию о системе взаимоотношений «фасилитатор-группа»
- аладеет стратегиями поведения в системе «фасилитатор-группа»
- знает роли фасилитатора и методы воздействия на группу
- знает этапы процесса фасилитации, их содержание и умеет их выделять
- владеет техниками фасилитации
Содержание учебной дисциплины
- Тема1. Введение. Ожидания слушателей и основные понятия.
- Тема 2. Основа коучинга - создание отношений с клиентом.
- Тема 3. Фокус на цель! Структура коуч-сессии.
- Тема 4. Структура коуч-сессии. Работа с целью.
- Тема 5. Инструменты для работы коуча.
- Тема 6. Работа с сопротивлениями.
- Тема 7. Работа с кейсами.
- Тема 8. Коучинг в организации
- Тема 9. Коучинг в организации. Логистика. Отчетность. Завершение.
- Тема 10. Коучинг в организации. Executive коучинг для лидеров.
- Тема 11. Коучинг в организации. Менеджер как коуч.
- Тема 12. Подведение итогов курса.