Магистратура
2023/2024
Философия
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании)
Направление:
27.04.05. Инноватика
Кто читает:
Школа инноватики и предпринимательства
Где читается:
Школа инноватики и предпринимательства
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
32
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Мангутова Надежда Валериановна
Прогр. обучения:
Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
8
Программа дисциплины
Аннотация
Курс актуализирует творческую активность обучаемого на основе философского материала, способствует осмыслению основных тенденций современной науки и общества. Курс развивает умение работать с философскими категориями применительно к проблемам современности, учит рассматривать явления и проблемы в контексте их взаимосвязи и взаимодействия с другими элементам, способствует развитию нестандартного и критического мышления, развивает коммуникативные и креативные умения и навыки через философскую рефлексию и обращение к философским подходам. Теоретические знания студенты получают при прохождении онлайн курса НИУ ВШЭ «Философия: расширенный курс» https://edu.hse.ru/course/view.php?id=132880#section-14. Практическая часть курса реализуется на семинарских занятиях, проводимых в форме дискуссий и диспутов.Особое внимание на курсе уделяется этическим аспектам человеческих и общественных отношений, в том числе морально-этической ответственности ученых, инженеров и инноваторов в их профессиональной деятельности. Изучение дисциплины «Философия» повышает общую и профессиональную культуру будущих инноваторов
Цель освоения дисциплины
- Овладение студентами навыка выявления философской и социально-исторической значимости явлений и событий, развитие умения работать с философскими категориями в приложение к проблемам современности, рассматривать явления и проблемы в контексте их взаимосвязи и взаимодействия с другими элементами. Курс позволит будущим инноваторам соотносить свою деятельность с мировоззренческим и социальным контекстом развития человека, общества, техники; применять философские знания в профессиональной деятельности.
Планируемые результаты обучения
- Определяет ключевые различия понятий «этика», «мораль», «нравственность», основные этапы развития зарождения и развития Этики
- Дает характеристику основных представителей и их подходов; различает основные категории этики и ее связь с историческим развитием общества
- Знает основные исторические этапы становления философии сознания
- Критически осмысливает и сравнивает подходы к проблеме сознания в разных исторических школах и современных направлениях
- Ознакомлен с понятиями и предпосылками разделения на направления; определяет разницу в подходах к основным вопросам между ними; выделяет основных представителей, понимает и критически сравнивает основные положения их идей.
- Понимает связь между политической философией как мировоззренческо-методологической основы политической науки.
- Критически сравнивает взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью.
- Знает основные категории и понятия, этапы становления философии языка и философии истории.
- Оценивает роль представителей этих направлений в становлении и развитии социальных, гуманитарных наук.
- Знает основные категории и понятия, этапы становления философии науки.
- Оценивает вклад мыслителей континентальной школы в развитие философии и их влияние на развитие современного общества.
- Знает основные направления, представляющие континентальную философию и ее отличие от аналитической традиции.
- Ориентируется в современных научных проблемах, критически оценивает основания, границы применимости и критерии истинности науки.
- Знает основные категории и понятия, этапы становления философии искусства и философии религии.
- Свободно рассуждает, используя аргументацию и философские концепции, направления и идеи отдельных философов по темам: ИИ и сознание, биоэтика, НБИКС-технологии, транс- и постгуманизм и пр.
- Умеет вести обсуждение на философские темы, отстаивает свою позицию с использованием доказательств и аргументации.
- Понимает практические аспекты, которые решает этика в современном обществе, аргументирует свою позицию, ссылается в аргументации на философские направления и идеи отдельных философов.
Содержание учебной дисциплины
- 20 век: Основные направления
- Этика. Философия сознания
- Политическая философия. Философия искусственного интеллект
- Философия языка. Философия истории.
- Философия науки. Континентальная философия.
- Философия искусства. Философия религии.
- Семинар 1. Перспективы развития человеческого общества
- Семинар 2. Современные этические проблемы научной, инженерной и инновационной деятельности.
Элементы контроля
- ЭссеЭссе объемом 1,5-3 тыс. слов на выбор: осмысление одной из тем онлайн курса или общее впечатление и мысли о пользе данного курса.
- Семинар №1Оценивается умение студентов свободно рассуждать, используя аргументацию и философские концепции, направления и идеи отдельных философов по темам: ИИ и сознание, биоэтика, НБИКС-технологии, транс- и постгуманизм и пр.
- Семинар №2Проверяется способность студента вести аргументированный диспут по теме доклада.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Истина и метод : основы философской герменевтики, Гадамер, Х.-Г., 1988
- Любомиров, Д. Е. История и философия науки : учебное пособие / Д. Е. Любомиров, С. О. Петров, О. В. Сапенок. — Санкт-Петербург : СПбГЛТУ, 2008. — 76 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/45481 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Светлов, В. А. История научного метода : учебное пособие / В. А. Светлов. — Москва : Академический Проект, 2020. — 700 с. — ISBN 978-5-8291-3325-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132968 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Философия науки. Общий курс : учеб. пособие, Лебедев, С. А., 2010
Рекомендуемая дополнительная литература
- Вернадский, В. И. Философские мысли натуралиста / В. И. Вернадский. — 2-е изд. — Москва : Академический Проект, 2020. — 412 с. — ISBN 978-5-8291-3343-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132974 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Канке, В. А., Философия математики, физики, химии, биологии. : учебное пособие / В. А. Канке. — Москва : КноРус, 2011. — 368 с. — ISBN 978-5-406-00543-9-F-2013. — URL: https://book.ru/book/900468 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
- Касавин, И. (2005). Наука и иные типы знания: позиция эпистемолога. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.683F329F
- Кун Томас. (2010). Структура научных революций. Исследователь/Researcher, (1–2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16899804
- Социальная теория и социальная структура, Мертон, Р., 2006
- Шпенглер, О. Закат Европы : сборник научных трудов / О. Шпенглер , перевод с немецкого И. И. Маханькова. — Москва : Академический Проект, 2022 — Том 1 — 2022. — 655 с. — ISBN 978-5-8291-3883-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/324662 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Шпенглер, О. Закат Европы : сборник научных трудов / О. Шпенглер , перевод с немецкого И. И. Маханькова. — Москва : Академический Проект, 2022 — Том 2 — 2022. — 543 с. — ISBN 978-5-8291-3882-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/324665 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.