Магистратура
2023/2024
Основы анализа образовательной политики
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Доказательное развитие образования)
Направление:
38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Сорокин Павел Сергеевич
Прогр. обучения:
Доказательное развитие образования
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
42
Программа дисциплины
Аннотация
Система образования встроена в сложную структуру общества, соприкасаясь с областями политики, экономики и культуры, при этом отвечая на разнообразные и усложняющиеся вызовы. Поэтому неудивительно, что дискуссии о политике и об управлении в области образования часто бывают спорными. Этот курс рассматривает образовательную политику и управление образованием в связи с внешними трендами, контекстами, институтами и акторами, с учетом ожидаемых и реальных эффектов образования, его фактического и потенциального вклада в социально-экономическое развитие. В курсе будут рассмотрены ключевые институты, модели управления, стейкхолдеры в области образования, современный глобальный и национальный дискурс об образовательной политике и об управлении образованием. Мы рассмотрим логику развития, современные вызовы (а также возможные ответы на них) в области политики и управления образованием как в мире, в целом, так и на кейсах отдельных стран. В основе курса лежат передовые теоретические дискуссии в современной науке об образовании и смежных дисциплинах.
Цель освоения дисциплины
- Целью курса является стимулирование мышления об образовательной политике как системе целей, концепций и сложных отношений, связанных с широким кругом заинтересованных лиц и вызовами социально-экономических изменений
Планируемые результаты обучения
- Способен описывать место системы образования в обществе в контексте других социальных подсистем с точки зрения их обусловленности политическими факторами и фактором бюрократии.
- Способен на примере конкретных практических кейсов, связанных с образовательной политикой, назвать и обосновать роли ключевых стейкхолдеров, выявить и идентифицировать их потенциальный интерес, стратегии стейкхолдеров применительно к области образования.
- Понимает логику цикла выработки и реализации политики.
- Освоить основные закономерности реформирования сферы образования
- Понимать роль внутренних проблем в инициировании мер образовательной политики.
- Понимать роль низовых инноваций и лучших практик в инициировании мер образовательной политики.
- Знать и понимать основные теории инноваций и модель их распространения
Содержание учебной дисциплины
- Блок 1: Ключевые взгляды на человека, общество и образование как основания образовательной политики
- Блок 2. Как устроено образование и управление им
- Блок 3. Что влияет на изменения образования и как это анализировать
- Блок 4. Формулирование и реализация образовательной политики
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 3 модуль0.35 * Домашнее задание + 0.3 * Итоговое задание + 0.35 * Работа на занятиях
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Klees, S. J. (n.d.). Human capital and rates of return: Brilliant ideas or ideological dead ends? Comparative Education Review, 60(4), 644–672. https://doi.org/10.1086/688063
- Moe, T. M. (2006). Political Control and the Power of the Agent. https://doi.org/10.1093/jleo/ewj011
- Ostrom, E. (2010). Beyond Markets and States: Polycentric Governance of Complex Economic Systems. American Economic Review, 100(3), 641–672. https://doi.org/10.1257/aer.100.3.641
- Стратегия для России: образование: Научное / Клячко Т.Л., Синельников-Мурылев С.Г. - М.:ИД Дело РАНХиГС, 2018. - 118 с.: ISBN 978-5-7749-1338-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/982778
Рекомендуемая дополнительная литература
- de Grauwe, A. (2005). Improving The Quality of Education Through School-Based Management: Learning From International Experiences. International Review of Education / Internationale Zeitschrift Für Erziehungswissenschaft, 51(4), 269–287. https://doi.org/10.1007/s11159-005-7733-1
- Liu, S. (1997). Trends in Hong Kong University Management: Towards a Lifelong Learning Paradigm.