• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Глобальные изменения и стратегии устойчивого развития

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 05.03.02. География
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Глобальные изменения и стратегии устойчивого развития» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин и является обязательным всех студентов программы. Курс направлен на то, чтобы научить студентов критически оценивать информацию по проблеме изменения климата и загрязнения окружающей среды и применять полученные знания для экспертной оценки возможных последствий изменения природной среды и разработки возможных способов и стратегий смягчения последствий воздействий на природную систему и адаптации к этим изменениям. Студенты в процессе освоения курса знакомятся с ключевыми глобальными социально-экономическими изменениями и их дифференциацией по странам и регионам мира, подходами к долгосрочному прогнозированию глобальных социально-экономических изменений, стратегиями устойчивого развития на глобальном, национальном и корпоративном уровнях. Семинарские занятия и проектная работа в рамках курса направлена на то, чтобы сформировать у студентов базовые навыки ведения дискуссии по проблематике глобальных изменений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление учащихся с изменчивостью состояния земной системы, определяющими ее факторами, глобальными системами наблюдений (мониторинга) за ее состоянием и трендами, методами выявления и определения причин глобальных изменений, современными представлениями о пределах допустимости изменения земной системы и целесообразности им противостоять
  • знакомство с основными типами современных антропогенных воздействий на земную систему, методологией их оценки с помощью измерений и расчетов, глобальными системами учета таких воздействий и практикой использования этой информации для разработки стратегии устойчивого развития и осуществления мер митигации (смягчения) антропогенных воздействий на земную систему
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать базовые закономерности глобальных социально-экономических изменений, их дифференциации по странам и регионам мира и их ключевых авторов
  • Уметь анализировать и критически использовать результаты долгосрочных прогнозов глобальных социально-экономических изменений.
  • Уметь анализировать стратегии устойчивого развития на глобальном, национальном и корпоративном уровнях.
  • Знать основные факторы, влияющие на климат, понимать их взаимосвязь и роль в изменениях климата.
  • Понимать причины изменений климата в прошлом и их масштаб.
  • Понимать механизм антропогенного воздействия на климатическую систему, знать доказательства антропогенной природы современных изменений климата
  • Уметь оценивать и прогнозировать глобальные и региональные изменения климата и природной среды и их последствия на основе актуальных научных теорий.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Тема 1. Климатическая система.
  • Раздел 1. Тема 2. Планета в прошлом
  • Раздел 1. Тема 3. Люди и природная среда.
  • Раздел 2. Тема 1. Глобальные изменения и устойчивое развитие.
  • Раздел 2. Тема 2. Интеграция и дезинтеграция мирового экономического пространства.
  • Раздел 2. Тема 3. Неравномерность социально-экономического развития. Конвергенция и дивергенция в мировом экономическом пространстве.
  • Раздел 1. Тема 4. Ключевые акторы глобальных изменений.
  • Раздел 1. Тема 5. Долгосрочное прогнозирование глобальные изменений.
  • Раздел 1. Тема 6. Энергетический сектор и ресурсные ограничения.
  • Раздел 1. Тема 7. Глобальная климатическая политика и стратегии устойчивого развития.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    В течение 3 модуля предполагается написание одного эссе. При написании предполагается использование современной научной периодики. По материалам готовится презентация и проводится обсуждение.
  • неблокирующий Работа на семинаре
    В течение 3 модуля предполагается оценка активности на семинарах. От студентов ожидается 100% посещаемость всех семинаров.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    В рамках 4 модуля предусмотрено 7 рабочих семинаров.
  • неблокирующий Участие в дебатах
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.4 * Работа на семинаре + 0.6 * Эссе
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.4 * Работа на семинарах + 0.3 * Участие в дебатах + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Горбанев, В. А., Окружающая среда в меняющемся мире : учебное пособие / В. А. Горбанев, Б. И. Кочуров, ; под ред. В. А. Горбанева. — Москва : КноРус, 2022. — 272 с. — ISBN 978-5-406-09204-0. — URL: https://book.ru/book/942538 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Кислов, А. В. Климатология : учебник / А. В. Кислов, Г. В. Суркова. — 3-е изд., доп. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 324 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/19028. - ISBN 978-5-16-015194-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1922319
  • Мировая экономика в период больших потрясений - Бобылев С.Н., Голяшев А.В., Григорьев Л.М. и др. - НИЦ ИНФРА-М - 2022 - https://znanium.com/catalog/product/1858585 - 1654288 - ZNANIUM

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Andrew Wood, & Susan Roberts. (2011). Economic Geography : Places, Networks and Flows. Routledge.
  • Clark, G., Feldman, M., Gertler, M. and Wójcik, D. The New Oxford Handbook of Economic Geography. - Oxford, UK. - 859 p.

Авторы

  • Нагорная Елена Григорьевна
  • Куричев Николай Константинович