Бакалавриат
2023/2024
Глобальные изменения и стратегии устойчивого развития
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (География глобальных изменений и геоинформационные технологии)
Направление:
05.03.02. География
Где читается:
Факультет географии и геоинформационных технологий
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Глобальные изменения и стратегии устойчивого развития» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин и является обязательным всех студентов программы. Курс направлен на то, чтобы научить студентов критически оценивать информацию по проблеме изменения климата и загрязнения окружающей среды и применять полученные знания для экспертной оценки возможных последствий изменения природной среды и разработки возможных способов и стратегий смягчения последствий воздействий на природную систему и адаптации к этим изменениям. Студенты в процессе освоения курса знакомятся с ключевыми глобальными социально-экономическими изменениями и их дифференциацией по странам и регионам мира, подходами к долгосрочному прогнозированию глобальных социально-экономических изменений, стратегиями устойчивого развития на глобальном, национальном и корпоративном уровнях. Семинарские занятия и проектная работа в рамках курса направлена на то, чтобы сформировать у студентов базовые навыки ведения дискуссии по проблематике глобальных изменений.
Цель освоения дисциплины
- ознакомление учащихся с изменчивостью состояния земной системы, определяющими ее факторами, глобальными системами наблюдений (мониторинга) за ее состоянием и трендами, методами выявления и определения причин глобальных изменений, современными представлениями о пределах допустимости изменения земной системы и целесообразности им противостоять
- знакомство с основными типами современных антропогенных воздействий на земную систему, методологией их оценки с помощью измерений и расчетов, глобальными системами учета таких воздействий и практикой использования этой информации для разработки стратегии устойчивого развития и осуществления мер митигации (смягчения) антропогенных воздействий на земную систему
Планируемые результаты обучения
- Знать базовые закономерности глобальных социально-экономических изменений, их дифференциации по странам и регионам мира и их ключевых авторов
- Уметь анализировать и критически использовать результаты долгосрочных прогнозов глобальных социально-экономических изменений.
- Уметь анализировать стратегии устойчивого развития на глобальном, национальном и корпоративном уровнях.
- Знать основные факторы, влияющие на климат, понимать их взаимосвязь и роль в изменениях климата.
- Понимать причины изменений климата в прошлом и их масштаб.
- Понимать механизм антропогенного воздействия на климатическую систему, знать доказательства антропогенной природы современных изменений климата
- Уметь оценивать и прогнозировать глобальные и региональные изменения климата и природной среды и их последствия на основе актуальных научных теорий.
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Тема 1. Климатическая система.
- Раздел 1. Тема 2. Планета в прошлом
- Раздел 1. Тема 3. Люди и природная среда.
- Раздел 2. Тема 1. Глобальные изменения и устойчивое развитие.
- Раздел 2. Тема 2. Интеграция и дезинтеграция мирового экономического пространства.
- Раздел 2. Тема 3. Неравномерность социально-экономического развития. Конвергенция и дивергенция в мировом экономическом пространстве.
- Раздел 1. Тема 4. Ключевые акторы глобальных изменений.
- Раздел 1. Тема 5. Долгосрочное прогнозирование глобальные изменений.
- Раздел 1. Тема 6. Энергетический сектор и ресурсные ограничения.
- Раздел 1. Тема 7. Глобальная климатическая политика и стратегии устойчивого развития.
Элементы контроля
- ЭссеВ течение 3 модуля предполагается написание одного эссе. При написании предполагается использование современной научной периодики. По материалам готовится презентация и проводится обсуждение.
- Работа на семинареВ течение 3 модуля предполагается оценка активности на семинарах. От студентов ожидается 100% посещаемость всех семинаров.
- Работа на семинарахВ рамках 4 модуля предусмотрено 7 рабочих семинаров.
- Участие в дебатах
- Эссе
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 3 модуль0.4 * Работа на семинаре + 0.6 * Эссе
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.4 * Работа на семинарах + 0.3 * Участие в дебатах + 0.3 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Горбанев, В. А., Окружающая среда в меняющемся мире : учебное пособие / В. А. Горбанев, Б. И. Кочуров, ; под ред. В. А. Горбанева. — Москва : КноРус, 2022. — 272 с. — ISBN 978-5-406-09204-0. — URL: https://book.ru/book/942538 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
- Кислов, А. В. Климатология : учебник / А. В. Кислов, Г. В. Суркова. — 3-е изд., доп. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 324 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/19028. - ISBN 978-5-16-015194-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1922319
- Мировая экономика в период больших потрясений - Бобылев С.Н., Голяшев А.В., Григорьев Л.М. и др. - НИЦ ИНФРА-М - 2022 - https://znanium.com/catalog/product/1858585 - 1654288 - ZNANIUM
Рекомендуемая дополнительная литература
- Andrew Wood, & Susan Roberts. (2011). Economic Geography : Places, Networks and Flows. Routledge.
- Clark, G., Feldman, M., Gertler, M. and Wójcik, D. The New Oxford Handbook of Economic Geography. - Oxford, UK. - 859 p.