• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Микроэкономика

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Маркетинг и рыночная аналитика)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе рассматриваются микроэкономические концепции и теории, а также основанные на них знания о результатах современных научных разработок и текущей практики ведения бизнеса. Особое внимание в курсе уделяется рассмотрению аспектов управленческой деятельности, связывающих микроэкономические процессы с этикой ведения бизнеса, его социальной ответственностью, проблемами устойчивого развития. Наряду с российскими рассматриваются примеры международных практик, что позволяет сформировать у студентов понимание особенностей принятия экономических решений в современной интернациональной среде ведения бизнеса. Практическая направленность курса Микроэкономика предполагает формирование навыков и умений, актуальных в будущей профессиональной деятельности менеджеров и предпринимателей. В частности, умение принимать управленческие решения для хозяйственных субъектов на основе анализа соотношения их выгод и затрат, маржинального подхода и других современных микроэкономических концепций. Важнейшим навыком, формируемым в результате системного изучения курса «Микроэкономика», является поиск и оценка новых рыночных возможностей и создание бизнес-идеи. Формы контроля включают письменные работы, решение кейсов, групповую проектную работу (самостоятельное исследование студентами рыночных структур в выбранной ими отрасли и направленную на формирование навыков принятия управленческих решений) и экзамен.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Микроэкономика» является овладение студентами основными концепциями экономической науки. Задачи курса заключаются в том, чтобы: - познакомить с основными понятиями экономической теории; - изучить теоретические и методологические принципы экономического анализа; - сформировать базовые навыки применения методов и инструментов экономического анализа; - выработать умение принимать обоснованные управленческие решения на основе системного понимания комплекса микроэкономических факторов, влияющих на развитие бизнеса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • определяет (аналитически и графически) выигрыш потребителей, производителей и общественное благосостояние
  • определяет (аналитически и графически) оптимальный потребительский набор
  • знает базовую методику расчета оптимального объема выпуска продукции конкурентного и неконкурентного предприятия; интерпретирует ценовую политику предприятия во взаимосвязи со степенью дифференциации продукта и общеотраслевой ситуацией
  • интерпретирует экономическую целесообразность применения фактора производства и выбора технологии, определяет цену фактора производства, объясняет выбор работника между трудом и отдыхом
  • объясняет влияние альтернативных затрат; иллюстрирует динамику кривой производственных возможностей
  • объясняет причины и последствия существования рыночных экстерналий на основе анализа предельных внешних выгод и издержек, определяет цену товара на рынке «лимонов»
  • определяет величину индивидуального и рыночного спроса и предложения; иллюстрирует (алгебраически и графически) их динамику под влиянием ценовых и неценовых детерминант; знает методику расчета ценовой и перекрестной эластичности спроса и предложения и умеет её применять
  • определяет издержки производства и интерпретирует экономические обоснования выбора минимально эффективного размера предприятия и оптимальной мощности действующего предприятия
  • соотносит причины и последствия микроэкономических решений в текущей практике ведения бизнеса с использованием концепций трансакционных издержек, институционального и эволюционного подхода, теории игр и других современных концепций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Экономическая теория: предмет и методы исследования
  • Тема 2. Теория предельной полезности
  • Тема 3. Выбор потребителя: кардиналистская и ординалистская теории
  • Тема 4. Анализ поведения потребителя
  • Тема 5. Спрос, предложение и их взаимодействие
  • Тема 6. Микроэкономическая модель предприятия
  • Тема 7. Затраты и результаты производства
  • Тема 8. Рынок совершенной конкуренции
  • Тема 9. Монопольный рынок. Рыночная власть: монополия и монопсония
  • Тема 10 Рынок монополистической конкуренции
  • Тема 11 Олигополистический рынок
  • Тема 12 Рынок факторов производства
  • Тема 13 Общее равновесие конкурентных рынков
  • Тема 14 Механизмы несостоятельности рынка: экстерналии, общественные блага и рынки с ассиметричной информацией
  • Тема 15 Развитие современной теории микроэкономики
  • Введение (л - 2 час., с - 2 час.)
  • Равновесие спроса и предложения ((л - 6 час., с - 2 час.)
  • Производство и издержки, выручка, прибыль. (л - 6 час., с- 4 час.)
  • Рынок совершенной конкуренции (л - 4 час., с - 2 час.)
  • Монополия (л - 2 час., с - 2 час.)
  • Монополистическая конкуренция (л - 4 час., с - 2 час.)
  • Олигополия: стратегическое поведение фирм. (л - 4 час, с - 2 час.)
  • Рынок капитала. (л - 2 час., с - 2 час.)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа №1 (0,15)
    Контрольная работа проводится на платформе StartExam. Время проведения 80 минут. Для каждого задания (теоретический тест, задача, графическое задание и пр.) указано максимальное количество баллов. Подсчет баллов ведется автоматически. Максимальное количество баллов - 100. SE_STUD_AUTH_RU.pdf.
  • неблокирующий Исследовательский проект (0,1)
    Проект представляет собой самостоятельное исследование конкретного рынка товаров (услуг). Выполняется в составе команды по 5 человек. Состав участников команды формируется студентами самостоятельно. Начисление баллов на каждом этапе происходит пропорционально вкладу каждого. Максимальное количество баллов на команду – 500 (из расчета 100 баллов на участника) за все своевременно выполненные задания. Оценку своевременного выполнения всех этапов проекта осуществляет преподаватель, ведущий семинарские занятия, с привлечением учебного ассистента.
  • неблокирующий Аудиторная работа: письменная работа (0,05)
    Аудиторная работа оценивается по таким показателям, как уровень подготовки студентов, их активность на семинарах (ответы на вопросы, участие в дискуссиях, выступления, решение задач), выполнение аудиторных мини-контрольных.
  • неблокирующий Контрольная работа №2 (0,15)
    Контрольная работа проводится на платформе StartExam. Время проведения 80 минут. Для каждого задания (теоретический тест, задача, графическое задание и пр.) указано максимальное количество баллов. Подсчет баллов ведется автоматически. Максимальное количество баллов - 100. SE_STUD_AUTH_RU.pdf.
  • неблокирующий Аудиторная работа: письменная работа (0,05)
    Аудиторная работа оценивается по таким показателям, как уровень подготовки студентов, их активность на семинарах (ответы на вопросы, участие в дискуссиях, выступления, решение задач), выполнение аудиторных мини-контрольных.
  • неблокирующий Исследовательский проект (0,1)
    Проект представляет собой самостоятельное исследование конкретного рынка товаров (услуг). Выполняется в составе команды по 5 человек. Состав участников команды формируется студентами самостоятельно. Начисление баллов на каждом этапе происходит пропорционально вкладу каждого. Максимальное количество баллов на команду – 500 (из расчета 100 баллов на участника) за все своевременно выполненные задания. Оценку своевременного выполнения всех этапов проекта осуществляет преподаватель, ведущий семинарские занятия, с привлечением учебного ассистента.
  • неблокирующий Экзамен - контрольная работа №3 (0,4)
    Проводится на платформе StartExam. Время проведения 80 минут. Для каждого задания (теоретический тест, задача, графическое задание и пр.) указано максимальное количество баллов. Подсчет баллов ведется автоматически. Максимальное количество баллов - 100. SE_STUD_AUTH_RU.pdf.
  • неблокирующий Контрольная работа №1. Для ОП "УЦПиБА"
    Аудиторная письменная работа. Продолжительность 80 минут.
  • неблокирующий Работа на семинарах. Для ОП УЦПиБА
    Работа на семинарах оценивается по таким показателям как уровень подготовки, активность: ответы на вопросы, решение задач, участие в дискуссиях.
  • неблокирующий Экзамен- контрольная работа №2. Для ОП "УЦПиБА"
    Баллы за письменную экзаменационную работу(микроэкономика). Балл Комментарий 10 Все верно. Ответ точный, ясный, правильный. Представлены все необходимые формулы, графики, комментарии. Представлены адекватные ответы на все пункты заданий. 9 В целом все верно. Ответ точный, ясный, правильный. Имеются незначительные замечания к графикам, формулам и комментариям. 8 В целом все верно. Ответ в целом адекватный, ясный и правильный. Имеются определенные замечания к графикам (нет некоторых важных графиков), к формулам (не везде имеются адекватные формулы). Не все комментарии к вопросам заданий достаточно освещают проблему. 7 Нет ответа на некоторые (незначительное число) из вопросов. Не все ответы являются полными и глубокими. Могут отсутствовать некоторые важные графики и формулы. 6 Нет ответа на некоторые вопросы. Имеющиеся ответы не всегда точные, ясные и имеются некоторые ошибки. Могут отсутствовать некоторые важные графики и формулы. 5 Нет ответа на значительное число вопросов работы. Имеющиеся ответы неточны, неглубоки, не подкреплены адекватными аргументами. Отсутствуют важные графики и формулы 4 Имеются ответы только не небольшое число вопросов работы. Ответы поверхностные, не затрагивают суть дела. Графики либо отсутствуют, либо нарисованы с ошибками, без адекватных обозначений. Формулы либо отсутствуют, либо представлены с ошибками (ошибочные формулы), либо не представлены полностью и с необходимой степенью детализации. 3 Ответов как таковых нет. Имеются некоторые мысли по поводу представленных заданий. 2 Ответов как таковых нет. Либо ответы полностью ошибочны. Есть какие-то попытки написать что-то более-менее адекватное тематике задания. 1 Ответа нет. Балл поставлен за попытку написать что-то адекватное по тематике задания. 0 Ответа нет. Присутствовал на работе, но сдал чистый лист, либо ответы очень далеки от проблематики вопроса. Поток сознания без относительно к макроэкономике.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    Результирующая оценка = (Аудит. х 0,05) + (Конт.работа №1 х 0,15) + (Иссл.проект х 0,1) + (Аудит. х 0,05) + (Конт.работа №2 х 0,15) + (Иссл.проект х 0,1) + (Экзамен х 0,4). Для ОП "УЦПиБА". Результирующая оценка по курсу рассчитывается по формуле: Орез = 0,29 х Оработа на семинарах + 0,29 х О контр.работа№1 + 0,42 х Оконтр.работа№2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Задания по экономике: от простых до олимпиадных : пособие для 10 - 11 кл., Акимов, Д. В., 2008
  • Микроэкономика : учебник и практикум для вузов, Ким, И. А., 2023
  • Микроэкономика: Учебник / И.Н. Никулина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 553 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-005083-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/363509
  • Микроэкономика: Учебник для вузов. 5-е изд. - 978-5-459-01019-0 - Пиндайк Р., Рабинфельд Д. - 2011 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/26290 - 26290 - iBOOKS
  • Принципы микроэкономики : учебник для вузов, Мэнкью, Н. Г., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Burkett, J. P. (2006). Microeconomics: Optimization, Experiments, and Behavior. Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.oxp.obooks.9780195189629
  • Hugh Gravelle, & Ray Rees. (2004). Microeconomics. Harlow: Financial Times/ Prentice Hall. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1417798
  • Martin Kolmar. (2017). Principles of Microeconomics. Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.spr.sptbec.978.3.319.57589.6

Авторы

  • Зухба Елена Николаевна
  • Мальбахова Диса Анзоровна
  • Зухба Даур Сергеевич