Бакалавриат
2023/2024
История восточных цивилизаций
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Востоковедение)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Где читается:
Институт востоковедения и африканистики
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Аскеров Мир-Али Исмаилович,
Богданов Иван Валерьевич,
Вуль Никита Александрович,
Григорьева Нина Валерьевна,
Зеленев Евгений Ильич,
Ким Наталья Николаевна,
Ким Хван,
Климова Ольга Вадимовна,
Маретина Ксения Александровна,
Образцов Алексей Васильевич,
Французов Сергей Алексеевич
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс представляет собой взгляд на народы Ближнего и Дальнего востоков с позиции цивилизационного подхода. Любая цивилизация – это, прежде всего, набор ценностей, которые разделяют представители одного отдельно взятого народа, то, что создает их общее мировоззрение. Соответственно, для формирования представлений об основополагающих особенностях восточных культур и их разнообразии необходимо рассмотреть этапы зарождения и оформления ценностей: где, когда и при каких условиях они появились, а также каковы их специфические черты, характерные для того или иного народа. Курс не предполагает рассмотрение современности, а фокусируется именно на начальных этапах рождения и развития цивилизаций. Данный курс занимает два модуля, где во 2 модуле внимание уделяется цивилизациям Ближнего Востока: Древний Египет, Древняя Месопотамия, Сиро-Палестинская цивилизация, цивилизация древней Южной Аравии и Тюркская цивилизация, а в 3 модуле изучается Дальний Восток: Древнеиндийская цивилизация, Древний Китай, древние цивилизации Юго-Восточной Азии, древняя Корея и древняя Япония. Курс включает в себя лекции преподавателей, а также обязательное изучение научной литературы по теме курса. В рамках данного курса формами текущего контроля являются: доклад на семинаре на одну из предложенных тем, оценка за опросы на семинарах; форма промежуточной аттестации: экзаменационный тест в конце каждого модуля.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у обучающихся представления о том, что такое цивилизация в целом и восточные цивилизации в частности, понимание их неоднородности и уникальности.
- Формирование у обучающихся комплексного представления об основных этапах становления и развития восточных цивилизаций, знакомство с проблемами периодизации истории Азии и Африки.
- Знакомство студентов с основными источниками и исследованиями по истории цивилизаций Азии и Африки.
- Формирование у студентов устойчивых знаний истории Азии и Африки в древности.
- Овладение навыками анализа социальных, экономических, политических, религиозных, исторических процессов в Азии и Африке на основе источников и исследовательской литературы.
- Развитие способности использовать знания истории и культуры стран региона для понимания социально значимых проблем современного мир.
- Развитие у студентов навыков письменного и устного изложения исторического материала.
Планируемые результаты обучения
- Владеет методикой исторического анализа.
- Владеет навыками работы с научными источниками, их анализа и интерпретации.
- Владеет основами применения компьютерной техники и информационных технологий.
- Владеет приёмами ведения дискуссий и методами убеждения.
- Знает закономерности исторических процессов, их особенности и специфику в восточных цивилизациях.
- Знает основной круг источников и литературы по курсу, выделять в них ключевую информацию.
- Знает основные положения теоретических концепций современного востоковедения и способы их применения к изучению стран Востока.
- Знает основные этапы исторического развития восточных цивилизаций, ключевые даты, важнейшие персоналии, базовые понятия по тематике курса.
- Знает особенности цивилизационного подхода.
- Знает роль и место восточных цивилизаций в мировом историческом процессе.
- Умеет выявлять причинно-следственную связь между событиями, происходившими в изучаемом регионе и явлениями всемирной истории.
- Умеет излагать устно и письменно (в форме доклада, ответов на вопросы во время семинаров и экзаменов) базовые знания по курсу и собственное мнение по его основным проблемам.
- Умеет охарактеризовать важнейшие черты политического, экономического, социального и культурного развития различных восточных цивилизаций.
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Современные теории цивилизаций.
- Раздел 2. Цивилизация Древнего Египта.
- Раздел 3. Цивилизации Ближнего Востока в древности.
- Раздел 4. Тюркская цивилизация.
- Раздел 5. Древнеиндийская цивилизация.
- Раздел 6. Китайская цивилизация.
- Раздел 7. Древние цивилизации Юго-Восточной Азии.
- Раздел 8. Корейская цивилизация.
- Раздел 9. Японская цивилизация.
Элементы контроля
- Работа на семинарахРабота на семинарах представляет собой участие в устных и письменных опросах по обязательной и дополнительной литературе и дискуссиях на семинарских занятиях. Подготовка к семинарам представляет собой подробное знакомство с литературой к семинарам, указанной в программе или присылаемой преподавателем отдельно после проведения лекции.
- Контрольный тестКонтрольный тест пишется в конце 2-го модуля. Контрольный тест представляет собой онлайн тест в системе Smart LMS, состоящий из 30 вопросов разного формата: множественный выбор, заполнение пропуска, вопросы с открытым ответом, которые составлены по материалам лекций и семинаров. Время ответа – 30 минут. Основанием для снижения оценки является: выбор неправильного ответа на вопрос, неполное раскрытие поставленного вопроса, некорректное использование/раскрытие терминов и понятий. Оценка по данному виду контроля является блокирующей: полученная неудовлетворительная оценка (1, 2 или 3) по результатам теста приравнивается к оценке за работу во 2 модуле.
- Доклады на семинарахСтуденты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
- Экзамен в 3 модулеЭкзаменационный тест пишется в конце 3-го модуля. Экзамен представляет собой письменный тест, состоящий из 30 вопросов разного формата: множественный выбор, заполнение пропуска, вопросы с открытым ответом, которые составлены по материалам лекций и семинаров. Время ответа – 30 минут. Основанием для снижения оценки является: выбор неправильного ответа на вопрос, неполное раскрытие поставленного вопроса, некорректное использование/раскрытие терминов и понятий.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 3rd moduleФормула оценки работы во 2 модуле: МО = 0,4*Оср. + 0,6*От.2, где: МО – оценка за работу во 2 модуле; Оср. – среднее арифметическое оценок за семинары во 2 модуле; От.2 – контрольный тест во 2 модуле. Формула результирующей оценки: РО= 0,4*МО +0,4*(0,4*Оср.3 + 0,6*От.3)+ 0,2*Од., где: РО – результирующая оценка; МО – оценка за работу во 2 модуле; Оср.3 – среднее арифметическое оценок за семинары в 3 модуле; От.3 – оценка за экзаменационный тест в 3 модуле; Од. – оценка за доклад.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Alan B. Lloyd. (2010). A Companion to Ancient Egypt. Wiley-Blackwell.
- Brindley, E. (2015). Ancient China and the Yue : Perceptions and Identities on the Southern Frontier, C.400 BCE–50 CE. Cambridge University Press.
- K. Henshall. (2012). A History of Japan : From Stone Age to Superpower: Vol. 3rd ed. Palgrave Macmillan.
- Xiaorong Han, K. H. (2004). Who Invented the Bronze Drum?Nationalism, Politics,and a Sino-Vietnamese Archaeological Debate of the 1970s and 1980s. Asian Perspectives: Journal of Archeology for Asia & the Pacific, 43(1), 7–33. https://doi.org/10.1353/asi.2004.0004
- Концепции современного востоковедения : монография / Е. И. Зеленев, В. Б. Касевич. — Санкт-Петербург : КАРО, 2013. — 464 с. - ISBN 978-5-9925-0864-2. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1049002
Рекомендуемая дополнительная литература
- Assmann, J. (2005). Death and Salvation in Ancient Egypt. Cornell University Press.
- Lichtheim, M. (1992). Maat in Egyptian Autobiographies and Related Studies. Universitätsverlag / Vandenhoeck & Ruprecht.
- Moreno Garcia, J. C. (2019). The State in Ancient Egypt : Power, Challenges and Dynamics. Bloomsbury Academic.