Бакалавриат
2023/2024
Научно-исследовательский семинар "Введение в специальность"
Статус:
Курс обязательный (Юриспруденция)
Направление:
40.03.01. Юриспруденция
Где читается:
Юридический факультет (Санкт-Петербург)
Когда читается:
1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Боголюбов Егор Андреевич,
Закревский Александр Васильевич,
Мурсалимов Константин Александрович,
Осветимская Ия Ильинична,
Почекаев Роман Юлианович,
Сумин Анатолий Викторович,
Тарасов Никита Валерьевич,
Тутаев Илья Васильевич
Язык:
русский
Кредиты:
7
Контактные часы:
100
Программа дисциплины
Аннотация
Курс формирует у студентов базовые знания о способах получения информации правового характера для решения профессиональных и социальных задач, основных методах, способах и средствах получения, анализа и использования информации. В ходе преподавания курса будут сформированы представления о юридической профессии, различных направлениях работы юристов, юридической профессиональной и научной этике. Студент в результате изучения дисциплины приобретет навыки работы с юридическими текстами, проведения научных и научно-практических исследований, подготовки письменных работ (учебных и научных), публичного выступления. Полученные знания в дальнейшем могут быть использованы при освоении отраслевых юридических дисциплин и в практической профессиональной деятельности.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студента понимания сущности, содержания и основных процессов научного исследования, осознания значимости профессии юриста и ее роли в современном обществе.
- Привитие навыков и умений научно-исследовательской деятельности.
- Выработка у студентов базовых навыков профессиональной и научной деятельности.
- Выработка умения работать с документами, готовить письменные работы и устные выступления по профилю избранного направления подготовки.
Планируемые результаты обучения
- Имеет представление об эволюции основных юридических специальностей с древности до наших дней. Умеет выявлять особенности юридической профессии в разных странах в разные эпохи. Знает основные принципы деятельности представителей юридической профессии в современных условиях. Имеет представление об основных нормативных документах, регламентирующих деятельность юристов в Российской Федерации. Знает базовые принципы профессиональной этики и психологии юристов.
- Имеет представление об основных исследовательских методах в юриспруденции и на стыке ее с другими науками и специальными дисциплинами. Знает основные принципы подготовки учебных работ, умеет отличать их от научных произведений.
- Имеет представление о типах документации правового характера и тех текстов, из которых может быть извлечена правозначимая информация. Умеет анализировать тексты, находить ответы на конкретные правовые вопросы. Умеет выделять необходимую для решения поставленной задачи информацию (конспектировать текст).
- Имеет представление о стилистике текста, о специфике использования в юридических целях текстов различной жанровой принадлежности. Понимает необходимость учета авторской субъективности текста при извлечении и использовании необходимой информации для решения правовых задач.
- Умеет представлять результаты своего научного исследования в устном виде. Имеет представление о подготовке электронной презентации. Умеет обоснованно излагать свою позицию по тематике исследования, отвечать на поставленные вопросы и замечания.
Содержание учебной дисциплины
- Вводное занятие
- Тема 1. Юридическая профессия: прошлое и настоящее
- Тема 2. Общие принципы научного исследования в юридических науках
- Тема 3. Основы работы с правовыми текстами: анализ, интерпретация, обсуждение
- Тема 4. Подготовка научного письменного текста: планирование, составление, оформление ссылочно-библиографического аппарата
- Тема 5. Подготовка устного выступления: планирование, составление тезисов, представление, защита позиции
Элементы контроля
- Домашнее заданиеДомашнее задание выполняется в третьем модуле. Целью домашнего задания является проверка знаний студентов по конкретным пройденным темам учебной дисциплины, их умения представить результаты анализа изученных источников и литературы, а также результаты своей исследовательской деятельности, продемонстрировать навыки подготовки доклада (публичного выступления) и вспомогательных материалов к нему. Домашнее задание состоит в подготовке в рамках темы научной статьи (эссе, см. п. 3.2.3) тезисов доклада и презентации к нему в программе PowerPoint, и их представлении на специально отведенном практическом занятии в заранее установленные преподавателем сроки. Оценивание домашнего задания происходит на практическом занятии в ходе представления студентом доклада, состоящего из тезисов (в печатном виде) и электронной презентации.
- Работа семинарских занятияхОценка за работу на семинарских занятиях учитывает посещение семинарских занятий в соответствии с правилами, установленными локальными нормативными актами НИУ ВШЭ, представление результатов самостоятельной подготовки к занятиям (на основе заданий, представленных в LMS), участие в дискуссиях и выполнении иных заданий, предложенных преподавателем непосредственно на семинарах. Отработка пропущенных (в т.ч. по уважительной причине) семинарских занятий, а также заочное представление результатов самостоятельной подготовки через других студентов семинарской группы не предусматривается. Максимальное количество баллов за работу на семинарских занятиях – 5.
- ЭссеЭссе выполняется в третьем модуле. Целью написания эссе является проверка умений студента кратко, но при этом информативно представить результаты своей научной деятельности, оформить научный текст в соответствии с официальными требованиями. Эссе представляет собой завершенную и надлежащим образом оформленную научную статью по теме, над которой студент работает в рамках научно-исследовательского семинара. Тема статьи заранее согласуется студентом с преподавателем. Правила оформления эссе в целом соответствуют требованиям к курсовым и выпускным квалификационным работам, утвержденным юридическим факультетом, дополнительные требования доводятся преподавателем до студентов заблаговременно на семинарских занятиях. Эссе должно включать название и краткое изложение основных результатов научного исследования студента, должно быть надлежащим образом оформлено (в т.ч. ссылочно-библиографический аппарат), объем текста не должен существенно превышать объем 20 000 п.з. Эссе выполняется в письменной форме (в печатном виде) вне аудитории и сдается преподавателю в заранее объявленные сроки.
- ЭкзаменЭкзамен проводится в третьем модуле. Целью экзамена является проверка знаний студентов по пройденным темам, их умения точно отвечать на поставленные вопросы, знания соответствующей правовой терминологии и навыков их работы с научными текстами. Экзаменационные задания представляют собой анализ предложенного текста по тематике соответствующей семинарской группы. Дается пять заданий – дополнить «в каждом блоке», т.к. выше указано, что экзамен включает 2 блока по 5 заданий, которые формулируются преподавателем на основе заданий, выполнявшихся на семинарских занятиях: выявление предмета, проблемы, предложение собственного названия, выявление сильных и слабых сторон, составление плана или формулирование тезисов. Студент должен грамотно и логично выполнить задания. Экзамен проходит в письменной форме в течение 60 минут.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 3rd moduleФормула оценивания: Орез = 0,4*Осем + 0,4*Оэссе + 0,4*Одз + 0,4 *Оэкз, где: Орез – результирующая оценка (максимальная оценка – 10 баллов); Осем – оценка за работу на семинарах (максимальная оценка – 5 баллов); Оэссе – оценка за эссе (максимальная оценка – 5 баллов); Одз – оценка за домашнее задание (максимальная оценка – 5 баллов); Оэкз – оценка за экзамен (максимальная оценка – 10 баллов). 1. Задания текущего и итогового контроля могут быть проведены на платформе LMS, с использованием платформ видеоконференцсвязи ZOOM, MSTeams, Webinar. Во время выполнения заданий текущего и итогового контроля студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и работающую (включенную) видеокамеру. Не выполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля. 2. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Брылев, А. А. Основы научно-исследовательской работы : учебник для вузов / А. А. Брылев, И. Н. Турчаева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 206 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15861-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509893 (дата обращения: 27.08.2024).
- Профессиональные навыки юриста. Практикум : учебное пособие для вузов / Е. Н. Доброхотова [и др.] ; под общей редакцией Е. Н. Доброхотовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 182 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03332-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512300 (дата обращения: 27.08.2024).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. П. Альбов [и др.] ; под общей редакцией А. П. Альбова, С. В. Николюкина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 458 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13592-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512189 (дата обращения: 27.08.2024).