• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Научно-исследовательский семинар "Основы исследовательской деятельности"

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (История)
Направление: 46.03.01. История
Где читается: Факультет менеджмента (Пермь)
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар "Основы исследовательской деятельности" позволяет овладеть навыками исследовательской работы, в том числе с применением современных информационных технологий и инструментария, получить навыки аналитической работы с историческими источниками разных видов, навыки работы с исследовательской литературой, навыки реферирования и рецензирования научной литературы, познакомит со структурой и правилами оформления научных работ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины является приобретение профессиональных знаний об основных проблемах, направлениях и методах современной исторической науки; умений и компетенций, связанных с поиском и использованием исторической информации; фундаментальную подготовку в области гуманитарных наук. Конкретные задачи, преследуемые курсом, таковы: 1) овладение навыками исследовательской работы; 2) овладение навыками аналитической работы с историческими источниками разных видов; 3) овладение навыками работы с исследовательской литературой; 3) овладения навыками реферирования и рецензирования научной литературы; 4) знакомство со структурой и правилами оформления научных работ.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет навыком выбора методологической парадигмы под проблему / ключевой исследовательский вопрос.
  • 1. Обосновывает тему/ актуальность проводимого исследования, выявляет и формулирует его объект и предмет, задает хронологические рамки, выявляет научную проблему, формулирует ключевой исследовательский вопрос, цель, задачи и гипотезу исследования.
  • Уметь сформулировать основной исследовательский вопрос и обосновать его значимость; идентифицировать проблему в своей исследовательской области;
  • Студенты знают, что такое «исследовательская проблема» и умеют идентифицировать ее в исследовательской области
  • Знать методологическую систему; уметь самостоятельно разрабатывать исследовательский путь на основе изученных концепций; с помощью разных методов интерпретировать тексты
  • Знает и понимает структуру курсовой работы и такие ее составляющие как: Актуальность и постановка проблемы, исследовательский вопрос и/или гипотеза, цель и задачи, теоретическая основа работы, эмпирическая база работы, методологическая основа работы, научная новизна и практическая значимость предполагаемого исследования.
  • Адекватно ставит исследовательский вопрос, понимает границы применимости тех или иных подходов к интерпретации и анализу текста.
  • Знать основные виды исследовательского дизайна (экспериментальные, квази-экспериментальные, неэкспериментальные, каузальные, описательные, кейс-стади и другие); знать особенности качественных и количественных, а также смешанных исследовательских дизайнов; подбирать, конструировать и обосновывать исследовательский дизайн под конкретную исследовательскую задачу; уметь критически оценивать исследовательский дизайн чужого исследования
  • Самостоятельная исследовательская работа обучающихся с материалом по теме исследования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Основы исследовательской деятельности
  • Раздел 2. Исследовательский потенциал кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ - Пермь
  • Раздел 3. Курсовая работа, как форма научно-исследовательской деятельности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Практические работы
  • неблокирующий Реферирование и анализ статьи
  • неблокирующий Обзор научной литературе по тематике
  • неблокирующий Сдать задание на написание Курсовой работы
  • неблокирующий Анализ научной дискуссии
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.2 * Анализ научной дискуссии + 0.2 * Обзор научной литературе по тематике + 0.3 * Практические работы + 0.1 * Реферирование и анализ статьи + 0.2 * Сдать задание на написание Курсовой работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Горовая, В. И.  Научно-исследовательская работа : учебное пособие для вузов / В. И. Горовая. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 103 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14688-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519806 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Теория и методология истории : учебник и практикум для вузов / А. И. Филюшкин [и др.] ; под редакцией А. И. Филюшкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 323 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-1820-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510953 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Волочков, А. А. Исследовательская работа студента (курсовая, выпускная, магистерская) : учебно-методическое пособие / А. А. Волочков. — Пермь : ПГГПУ, 2016. — 125 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/129508 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Кошелев, В. С., Методология истории. Краткая энциклопедия : монография / В. С. Кошелев, Б. М. Лепешко, ; под науч. ред. В. С. Кошелева. — Москва : Русайнс, 2019. — 175 с. — ISBN 978-5-4365-2477-1. — URL: https://book.ru/book/932574 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
  • Менщиков, И. С.  Методология истории : учебное пособие для вузов / И. С. Менщиков. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 208 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13687-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519561 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Методические рекомендации по учебной практике: Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) : методические рекомендации / составители Ю.В. Родионова, Е.И. Яковлева. — Нижний Новгород : ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2021. — 38 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/282896 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Кимерлинг Анна Семеновна
  • Мингалев Виталий Викторович