• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Визуализируя Японию: кинематограф

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 26

Программа дисциплины

Аннотация

Кинематограф был завезен в Японию в конце XIX века и быстро приспособлен к культурным особенностям страны, однако несмотря на существенное влияние традиционного японского театра, литературы и живописи, кино в Японии во многом продолжает ассоциироваться с культурно-эстетическим влиянием Запада. Встрече японцев с киноаппаратом предшествовало их знакомство с телескопом, фотоаппаратом, микроскопом, камерой-обскурой, волшебным фонарем, другими западными изобретениями. Распространение этих приборов способствовало установлению в Японии ассоциативной связи между странами Запада и процессами механизации оптики. Запад ассоциировался с позицией квалифицированного наблюдателя, обладающего высокими технологиями «видения»; Япония же являлась объектом «взгляда», ей отводилась роль «рассматриваемого». Как повлияла эта динамика на развитие японского кинематографа, телевидения, других экранных искусств? Как меняются представления о «взгляде Запада» в связи с глобализацией кино- и медиаиндустрии, а также в связи с переходом к цифровым технологиям? Предлагает ли популярная во всем мире японская мультипликация анимэ некую особую модель видения? Ответы на эти и другие вопросы дает наш вводный курс по истории японских медиа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобретение базовых знаний об исторических и стилистических особенностях развития японского кинематографа.
  • Развитие навыков критического восприятия аудиовизуального материала.
  • Освоение терминологии и аналитического инструментария для проведения самостоятельной исследовательской работы в области сравнительной культурологии, истории и теории кинематографа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные этапы развития кинематографа в Японии.
  • Знать основные этапы развития кинематографа в Японии;
  • Обладать терминологией и аналитическими навыками для интерпретации наиболее значимых японских фильмов в их историческом и социокультурном контексте.
  • Понимание специфики взаимодействия кинематографа с другими сферами массовой культуры.
  • Понимать специфику взаимодействия кинематографа с другими сферами массовой культуры.
  • Понимать специфику взаимодействия кинематографа с другими сферами японской массовой и медиа-культуры.
  • Понимать специфику формирования жанровых и стилистических особенностей японского кинематографа.
  • Понимать специфику формирования жанровых и стилистических особенностей японского кинематографа;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социально-политические движения и кинематограф на рубеже 1950-х - 1960-х гг.
  • Творчество Осима Нагиса.
  • Документальный кинематограф и телевидение.
  • Якудза: кинематограф и криминальный мир Японии
  • Творчество Китано Такэси.
  • Японская анимация
  • Международный феномен "J-Horror"
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Письменный экзамен
  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Тесты
  • неблокирующий Семинарская активность
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.3 * Письменный экзамен + 0.2 * Презентация + 0.3 * Семинарская активность + 0.1 * Тесты + 0.1 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Colette Balmain, Introduction to Japanese Horror Film
  • Mitsuyo Wada-Marciano, Japanese Cinema in the Digital Age
  • Thomas Lamarre, Anime Machine : A Media Theory of Animation

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Scott Nygren, Time Frames : Japanese Cinema and the Unfolding of History

Авторы

  • Фёдорова Анастасия Александровна