2023/2024
Французская колониальная империя: столкновение цивилизаций или любовь и ненависть поневоле
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Когда читается:
1 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Рябинин Алексей Леонидович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
22
Программа дисциплины
Аннотация
Аннотация к курсу «Колониальная империя Франции: столкновение цивилизаций или любовь и ненависть поневоле». Курс посвящен изучению этапов становления, развития и упадка французской колониальной империи на протяжении почти 400 лет. В связи с обилием исследуемого материала анализ проводится по региональному принципу. Отдельно исследуется политика создания французских колониальных владений в Северной Америке, в Центральной Америке, в Южной Америке, в Средиземноморье, на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в Западной и Экваториальной Африке, в Индии, в Юго-Восточной Азии и в районе Тихого Океана. Колонизационная политика Франции рассматривается в свете складывающейся международной ситуации, зачастую не позволяющей французским властям как в метрополии, так и на местах реализовать те планы, которые они задумывают. Особое внимание уделяется борьбе Франции сначала с Испанией, а затем с Великобританией, нанесшей своему противнику в середине XVIII века очень чувствительное поражение практически во всех регионах, где имело место противостояние. В курсе также анализируются причины неудачи французской колонизационной политики, зачастую игнорировавшей привлечение местных элит к активной экономической, социальной и политической деятельности, а также применяющей слишком жестокие методы для подавления оппозиции, в то время как более эффективным было бы «задабривание» даже экстремистов и разделение «рентного пирога» с более широкими социальными слоями.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения данной дисциплины является – выработка у студентов представления о ключевых процессах, событиях и политических деятелях колониальной политики Франции в период создания Первой колониальной империи (1534 -1809) и Второй колониальной империи (1817-1962), о месте французских колоний в экономической, социальной и политической деятельности французского общества XVI – XX веках; знакомство студентов со спецификой колониальной политики Франции в различных регионах земного шара и в различные периоды времени по сравнению с колониальными политическими и экономическими практиками других европейских государств: Великобритании, Нидерландов, Бельгии, Испании, Португалии, Германии; выработка у студентов понимания особенностей реакции колонизируемых народов на политику Франции и сравнение этой реакции со спецификой «ответа» других колонизируемых народов на воздействие со стороны метрополий, знакомство студентов с последствиями колониальной политики Франции на колонизируемые народы: влияние на культуру, социальную структуру, экономику и политическую направленность освободившихся народов французского управления.
Планируемые результаты обучения
- анализирует основные этапы возникновения, развития и упада Французской колониальной империи
- владеет современным подходом к изучению проблематики французского колониализма
- обладает методами по изучению деятельности французских властей в покоренных ими странах, а также методами анализа сопротивления этим властям со стороны порабощенных патриотических кругов
- применяет навыки работы с источниками и литературой по истории французского колониализма в разных частях земного шара в различные временные периоды
- • Анализирует периодизацию политики Франции с XVI по XX вв., основные события и сменяющие друг друга направления колониальной политики Франции в этот период; - основных французских политических деятелей, с именами которых связаны кардинальные экономические, социальные и политические реформы и контрреформы в Первой и Второй колониальных империях.
- • Владеет: навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблему колониализма в целом и французского колониализма в частности; - навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии для отстаивания своей точки зрения на европейский (французский) колониализм; - методиками литературной и деловой письменной и устной речи на русском языке для аргументации своей позиции по поводу роли и значения европейского (французского) колониализма в XVI – XX вв.;
- • Демонстрирует владение новейшим инструментарием анализа колониальных систем в общем и французской колониальной системы в частности;
- • Обладает способностью : выделять характерные черты прогрессивной и консервативной колониальной политики Франции в процессе создания Первой и Второй колониальных империй; - определять прогрессивные и консервативные направления в колониальной политике европейских государств (на примере Франции); - атрибутировать колониальную деятельность тех или иных французских политиков к прогрессивному и консервативному направлению; -
- • Оценивает: колониальную политики Франции в процессе создания Первой и Второй колониальных империй, а также - основные события и сменяющие друг друга направления колониальной политики Франции в XVI-XX вв., основных французских политических деятелей, с именами которых связаны кардинальные экономические, социальные и политические реформы и контрреформы во французских колониях;
Содержание учебной дисциплины
- Первая французская колониальная империя (1543-1809).
- Становление и развитие второй французской колониальной империи в XIX – начале XX вв. (1817-1914).
- Вторая французская колониальная империя во время I Мировой войны.
- Вторая французская колониальная империя между двумя Мировыми войнами.
- Вторая французская колониальная империя во время II Мировой войны
- Развал Второй французской колониальной империи.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 1 модуль0.5 * Оценка за работу на семинарах + 0.5 * доклад
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Девлетов О. У. (2015). История Европы с древнейших времён до конца XV века : учебное пособие для студентов вузов. [N.p.]: Директ-Медиа. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1467142
Рекомендуемая дополнительная литература
- ПЕНИОНЖЕК ЕВГЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА. (2015). Интеллектуальная история Европы: культурное пространство ценностных значений. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D1A2C72D