2023/2024
Позитивная психология здоровья
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент психологии
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Александрова Лада Анатольевна,
Витко Юлия Станиславовна,
Золотарева Алена Анатольевна,
Лебедева Анна Александровна,
Леонтьев Дмитрий Алексеевич,
Милетич Маина Павловна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
52
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Позитивная психология здоровья» ставит своей задачей акцентировать внимание студента на позитивных аспектах функционирования личности в вопросах здоровья и здоровьесбережения. Особое внимание на курсе будет уделено методологическим принципам позитивной психологии здоровья, затрудненным условиям развития, психосоматическим аспектам и профилактике в области здоровья. Курс позитивной психологии здоровья позволяет получить представление о трансдисциплинарных форматах исследования в этой области. здоровье, что позволит поместить знания, полученные ранее в более широкий контекст, задаваемый многочисленными связями психологии с другими науками. Прохождение дисциплины получает получить подготовку в области практики психологии здоровья, а также ближе изучить конкретные исследования и понятийный аппарат психологии здоровья как науки о поведении.
Цель освоения дисциплины
- Формирование основных представлений о здоровье человека и психологии здоровья.
- Ознакомление со спецификой психологии здоровья в рамках повестки позитивной психологии, основными понятиями, теориями и направлениями исследований в этих областях.
- Формирование способности производить оценку программ и интервенций, направленных на изменение поведения в области здоровья
- Формирование навыка конструирования интервенций, направленных на изменение здоровьесберегающего поведения и улучшение психологического здоровья в различных аспектах жизнедеятельности
Планируемые результаты обучения
- Ориентируется в существующих подходах к изучению здоровья (в том числе на междисциплинарном уровне).
- Понимает суть биопсихосоциального подхода, его достоинства и недостатки. Знает основные контексты, в которых изучается качество жизни в науках о человеке.
- Знает основные методы исследования и исследовательские дизайны, используемые в позитивно-ориентированных исследованиях затрудненных условий развития на примере ОВЗ и инвалидности
- Различает концептуальные подходы, методологию и методы, относящиеся к различным парадигмам понимания инвалидности и ограниченных возможностей здоровья и способен осознанно синтезировать их при планировании эмпирически исследований и программ психологической помощи
- Знает основные критерии здоровья, а также ограничения их применения к различным случаям
- Знает критерии психического здоровья в различных моделях позитивной психологии
- Знает основные понятия позитивного подхода к определению здоровья
- Имеет представление об основных исследованиях взаимосвязей психологического здоровья с объективными и субъективными показателями
- Знает специфику психосоматики как междисциплинарного научного направления.
- Знает основные концепции возникновения психосоматических симптомов
- Знает о специфике психологического совладания человека с ситуацией родительства особенного ребенка
- Ориентируется в представлении об особенностях работы социальных и психологических служб в сфере сопровождения особого родительства
- Имеет представление о личностных ресурсах родителя особенного ребенка
- Имеет представление о динамике семейной системы, столкнувшейся с ситуацией особого родительства
- Знает особенности и историю развития психологии профессионального здоровья как научной дисциплины
- Осведомлен о факторах, способствующих и препятствующих психологическому здоровью на работе
- Знает основные теоретические модели в области психологии профессионального здоровья
- Имеет представление об основных инструментах диагностики психологического здоровья в профессиональной деятельности
- Умеет конструировать и проводить интервенции, направленные на повышение уровня психологического здоровья на работе
- Знает об основных дискурсивных практиках и особенностях их формирования в отношении тем здоровья и болезни
- Знает основные психологические модели изменения поведения, связанного со здоровьем
- Понимает особенности репрезентации болезни и лечения в случае соматических заболеваний. Может дать определение внутренней картине болезни и понимает ее роль в процессе реабилитации
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. От психологии болезни к психологии здоровья
- Тема 2. Методологические основы психологии здоровья
- Тема 3. Психосоматика и психосоматическое благополучие
- Тема 4. Подходы к пониманию качества жизни
- Тема 5. Психология затрудненных условий развития
- Тема 6. Особое родительство
- Тема 7. Психология профессионального здоровья
- Тема 8. Психология здоровья в профилактике и реабилитации
Элементы контроля
- ВовлеченностьОценивается как синхронная, так и асинхронная активность (в SmartLMS), полученные баллы суммируются и переводятся в 10-балльную оценку.
- КвизыКвизы — контрольные задания, которые сопровождают видеолекции и представляют собой задания с одним верным ответом из четырех. К квизам не относится иная активность в SmartLMS и экзаменационный тест. Выполняются самостоятельно в SmartLMS в удобное время. Дедлайн — 10 декабря.
- Групповой проектВыполняется в группах размером 3-4 человека. Предоставляются шаблон концепции проекта, критерии оценки, консультации. Презентация проекта (дедлайн) — середина декабря. Пять тематических треков на выбор: Государство Некоммерческая организация (НКО) Бизнес (коммерческая организация) Университет Личное здоровьесбережение
- Экзаменационный тестСостоит из: - заданий с одним верным ответом из четырех; - открытых вопросов (впишите слово: фамилию или термин); - письменного задания (ответа на проблемный вопрос). Проводится на последней учебной неделе второго модуля. «Автомат» не предусмотрен.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.25 * Вовлеченность + 0.4 * Групповой проект + 0.1 * Квизы + 0.25 * Экзаменационный тест
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Handbook of managerial behavior and occupational health, , 2009
- Positive psychology : the scientific and practical explorations of human strengths, Snyder, C. R., 2011
- The psychology of quality of life : hedonic well-being, life satisfaction, and eudaimonia, Sirgy, M. J., 2012
- Личностный потенциал : структура и диагностика, Аверина, А. Ж., 2011
- Психология телесности : учеб. пособие для вузов, Тхостов, А. Ш., 2002
- Психосоматика : новейшие достижения, Менегетти, А., 2003
- Психосоматика: телесность и культура : учеб. пособие для вузов, Айвазян, Е. Б., 2009
Рекомендуемая дополнительная литература
- Cases & Materials on Occupational Health and Safety Law, Barret, B., 1995
- Happiness across cultures : view of happiness and quality of life in non-western cultures, , 2012
- Marketing for health and wellness programs, , 2016
- Medical tourism and wellness : hospitality bridging healthcare (H2H), , 2017
- Occupational health and safety for small and medium sized enterprises, , 2011
- Внутренняя картина болезни при хронических головных болях разного генеза : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.04, Мигунова, Ю. М., 2019
- Психосоматика : справ. практического психолога, Малкина-Пых, И. Г., 2005