• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Позитивная психология здоровья

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Позитивная психология здоровья» ставит своей задачей акцентировать внимание студента на позитивных аспектах функционирования личности в вопросах здоровья и здоровьесбережения. Особое внимание на курсе будет уделено методологическим принципам позитивной психологии здоровья, затрудненным условиям развития, психосоматическим аспектам и профилактике в области здоровья. Курс позитивной психологии здоровья позволяет получить представление о трансдисциплинарных форматах исследования в этой области. здоровье, что позволит поместить знания, полученные ранее в более широкий контекст, задаваемый многочисленными связями психологии с другими науками. Прохождение дисциплины получает получить подготовку в области практики психологии здоровья, а также ближе изучить конкретные исследования и понятийный аппарат психологии здоровья как науки о поведении.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование основных представлений о здоровье человека и психологии здоровья.
  • Ознакомление со спецификой психологии здоровья в рамках повестки позитивной психологии, основными понятиями, теориями и направлениями исследований в этих областях.
  • Формирование способности производить оценку программ и интервенций, направленных на изменение поведения в области здоровья
  • Формирование навыка конструирования интервенций, направленных на изменение здоровьесберегающего поведения и улучшение психологического здоровья в различных аспектах жизнедеятельности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ориентируется в существующих подходах к изучению здоровья (в том числе на междисциплинарном уровне).
  • Понимает суть биопсихосоциального подхода, его достоинства и недостатки. Знает основные контексты, в которых изучается качество жизни в науках о человеке.
  • Знает основные методы исследования и исследовательские дизайны, используемые в позитивно-ориентированных исследованиях затрудненных условий развития на примере ОВЗ и инвалидности
  • Различает концептуальные подходы, методологию и методы, относящиеся к различным парадигмам понимания инвалидности и ограниченных возможностей здоровья и способен осознанно синтезировать их при планировании эмпирически исследований и программ психологической помощи
  • Знает основные критерии здоровья, а также ограничения их применения к различным случаям
  • Знает критерии психического здоровья в различных моделях позитивной психологии
  • Знает основные понятия позитивного подхода к определению здоровья
  • Имеет представление об основных исследованиях взаимосвязей психологического здоровья с объективными и субъективными показателями
  • Знает специфику психосоматики как междисциплинарного научного направления.
  • Знает основные концепции возникновения психосоматических симптомов
  • Знает о специфике психологического совладания человека с ситуацией родительства особенного ребенка
  • Ориентируется в представлении об особенностях работы социальных и психологических служб в сфере сопровождения особого родительства
  • Имеет представление о личностных ресурсах родителя особенного ребенка
  • Имеет представление о динамике семейной системы, столкнувшейся с ситуацией особого родительства
  • Знает особенности и историю развития психологии профессионального здоровья как научной дисциплины
  • Осведомлен о факторах, способствующих и препятствующих психологическому здоровью на работе
  • Знает основные теоретические модели в области психологии профессионального здоровья
  • Имеет представление об основных инструментах диагностики психологического здоровья в профессиональной деятельности
  • Умеет конструировать и проводить интервенции, направленные на повышение уровня психологического здоровья на работе
  • Знает об основных дискурсивных практиках и особенностях их формирования в отношении тем здоровья и болезни
  • Знает основные психологические модели изменения поведения, связанного со здоровьем
  • Понимает особенности репрезентации болезни и лечения в случае соматических заболеваний. Может дать определение внутренней картине болезни и понимает ее роль в процессе реабилитации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. От психологии болезни к психологии здоровья
  • Тема 2. Методологические основы психологии здоровья
  • Тема 3. Психосоматика и психосоматическое благополучие
  • Тема 4. Подходы к пониманию качества жизни
  • Тема 5. Психология затрудненных условий развития
  • Тема 6. Особое родительство
  • Тема 7. Психология профессионального здоровья
  • Тема 8. Психология здоровья в профилактике и реабилитации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Вовлеченность
    Оценивается как синхронная, так и асинхронная активность (в SmartLMS), полученные баллы суммируются и переводятся в 10-балльную оценку.
  • неблокирующий Квизы
    Квизы — контрольные задания, которые сопровождают видеолекции и представляют собой задания с одним верным ответом из четырех. К квизам не относится иная активность в SmartLMS и экзаменационный тест. Выполняются самостоятельно в SmartLMS в удобное время. Дедлайн — 10 декабря.
  • неблокирующий Групповой проект
    Выполняется в группах размером 3-4 человека. Предоставляются шаблон концепции проекта, критерии оценки, консультации. Презентация проекта (дедлайн) — середина декабря. Пять тематических треков на выбор: Государство Некоммерческая организация (НКО) Бизнес (коммерческая организация) Университет Личное здоровьесбережение
  • неблокирующий Экзаменационный тест
    Состоит из: - заданий с одним верным ответом из четырех; - открытых вопросов (впишите слово: фамилию или термин); - письменного задания (ответа на проблемный вопрос). Проводится на последней учебной неделе второго модуля. «Автомат» не предусмотрен.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.25 * Вовлеченность + 0.4 * Групповой проект + 0.1 * Квизы + 0.25 * Экзаменационный тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Handbook of managerial behavior and occupational health, , 2009
  • Positive psychology : the scientific and practical explorations of human strengths, Snyder, C. R., 2011
  • The psychology of quality of life : hedonic well-being, life satisfaction, and eudaimonia, Sirgy, M. J., 2012
  • Личностный потенциал : структура и диагностика, Аверина, А. Ж., 2011
  • Психология телесности : учеб. пособие для вузов, Тхостов, А. Ш., 2002
  • Психосоматика : новейшие достижения, Менегетти, А., 2003
  • Психосоматика: телесность и культура : учеб. пособие для вузов, Айвазян, Е. Б., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Cases & Materials on Occupational Health and Safety Law, Barret, B., 1995
  • Happiness across cultures : view of happiness and quality of life in non-western cultures, , 2012
  • Marketing for health and wellness programs, , 2016
  • Medical tourism and wellness : hospitality bridging healthcare (H2H), , 2017
  • Occupational health and safety for small and medium sized enterprises, , 2011
  • Внутренняя картина болезни при хронических головных болях разного генеза : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.04, Мигунова, Ю. М., 2019
  • Психосоматика : справ. практического психолога, Малкина-Пых, И. Г., 2005

Авторы

  • Витко Юлия Станиславовна