• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Введение в библеистику

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 58.04.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Классический и современный Восток: языки, культуры, религии
Язык: русский
Кредиты: 9
Контактные часы: 140

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Введение в специальность» читается на первом курсе и рассчитана на студентов, только начинающих обучение по программе «Библеистика и история древнего Израиля». Студенты должны получить представление о специфике библеистики как историко-филологической науки, занимающей совершенно особое место в ряду востоковедных дисциплин, так как, с одной стороны, библеистика исследует историю, литературу и религиозные традиции Древнего Ближнего Востока, с другой же стороны изучаемый ею корпус текстов является важнейшей составляющей частью европейской культуры, а также Священным Писанием современного иудаизма и современного христианства. В соответствии со специализацией «Библеистика и история древнего Израиля» курс введения в специальность состоит из двух частей, читающихся параллельно, на первом-четвертом модулях первого года обучения: «Введение в библеистику» и «Введение в историю древнего Израиля».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство студента с Библией как корпусом текстов, с местом этого корпуса в религиозных традициях (христианской, иудейской) и в европейской культуре, с историей формирования библейского канона, с историй текста Библии.
  • получение начального представление об истории изучения и интерпретации Библии, о различных перспективах, в которых велись и ведутся библеистические исследования, о современном состоянии этих исследований.
  • знакомство студента с общим абрисом истории древней Палестины / древнего Израиля, а также с их географией, этническим составом населения, языками.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • воспроизводить периодизацию и основные моменты Нововавилонской, персидской и эллинистической эпохи в истории еврейского народа.
  • воспроизводить содержание и основные характеристики исторических книг Ветхого Завета.
  • воспроизводить содержание, специфику и жанровый состав текстов Пятикнижия.
  • воспроизводить состав и специфику корпуса Писаний.
  • Иметь представление об основных периодах истории Палестины во втором тыс. до н. э. Знать основные моменты формирования израильского этноса.
  • Иметь представление об основных частях библейского корпуса.
  • называть основные этапы библеистики как науки. Иметь представление об основных инструментах специальности.
  • называть периодизацию царств Израиля и Иудеи.
  • описывать периодизацию и основные вехи истории древней Палестины.
  • определять состав и историю неканонических книг Ветхого Завета.
  • определять состав и специфику книг Нового Завета. Иметь представление об отношении иудеев и ранних христиан 1-2 вв. н.э.
  • определять топонимику и ориентироваться в географии региона.
  • Ориентироваться в главных событиях истории евреев в римский период
  • Ориентироваться в содержании и проблематике изучения пророческих книг.
  • Понимать соотношение иудейской и христианской традиций в корпусе библейских текстов.
  • Представлять себе периодизацию истории еврейского народа. Ориентироваться в дисциплинах, входящих в изучение истории древнего Израиля.
  • уметь называть основные тексты окружающих культур, важные для дисциплины.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Часть 1. Введение в библеистику. Тема 1. Общее знакомство с библейским корпусом.
  • Часть 1. Тема 2. Библия в еврейской и христианской традициях.
  • Часть 1. Тема 3. История библеистики. Базовый инструментарий.
  • Часть 1. Тема 4. Пятикнижие.
  • Часть 1. Тема 5. Исторические книги Ветхого Завета.
  • Часть 1. Тема 6. Пророческие книги.
  • Часть 1. Тема 7. Писания (Кетувим).
  • Часть 1. Тема 8. Книги, не вошедшие в еврейский канон.
  • Часть 1. Тема 9. Новый Завет.
  • Часть 2. Введение в историю древнего Израиля. Тема 1. Базовые понятия.
  • Часть 2. Тема 2. География изучаемого региона.
  • Часть 2. Тема 3. Древний Ближний Восток как перекресток культур.
  • Часть 2. Тема 4. Древнейшая история Палестины.
  • Часть 2. Тема 5. Палестина во втором тысячелетии до н.э. Формирование израильского этноса.
  • Часть 2. Тема 6. Царства Израиля и Иудеи.
  • Часть 2. Тема 7. Нововавилонская, персидская и эллинистическая эпохи в истории еврейского народа.
  • Часть 2. Тема 8. История евреев в римский период.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий семинарские занятия
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.5 * Контрольная работа + 0.5 * семинарские занятия
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Экзамен + 0.2 * семинарские занятия + 0.2 * семинарские занятия
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Harrelson, W. J. (1994). ’The Anchor Bible Dictionary’ : an encyclopedia of the ancient Near Eastern world. Journal of Biblical Literature, 113(2), 299–310. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsram&AN=edsram.000153017
  • Soggin, J. A., & Bowden, J. (1989). Introduction to the Old Testament : From Its Origins to the Closing of the Alexandrian Canon (Vol. Third edition). Louisville, Kentucky: Presbyterian Publishing Corporation. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=940446

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ceresko, A. R. (2012). Introduction to the Old Testament : Liberation Perspective (Vol. Revised and expanded edition). Maryknoll, NY: Orbis. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1761271

Авторы

  • Юровицкая Мария Михайловна
  • Селезнёв Михаил Георгиевич