• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

История восточных цивилизаций

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 9
Контактные часы: 112

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе истории восточных цивилизаций стран основное внимание уделяется рассмотрению как наиболее общих черт, так и особенностей цивилизационного развития стран Востока. Специфика исторического развития накладывала свой отпечаток на социальную и политическую структуру восточных обществ. Студенты получают возможность ознакомиться с различными точками зрения современных ученых на развитие исторического процесса в странах Востока с древнейших времен и до наших дней.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Задачей курса является приобретение студентами базовых знаний по истории Востока от древности до современности. Отдельное внимание уделяется анализу исторического процесса для стран Востока в целом, а также тем особенностям и специфическим чертам, которые характерны для отдельных стран.
  • Углубить теоретические знания студентов о роли восточных цивилизаций в развитии мира;
  • Дать базовую информацию по основным характеристикам цивилизационного развития стран Востока;
  • Изучить историю социально-политического развития стран Востока.
  • Ознакомиться с основной литературой по теме.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует значение буддизма и неоконфуцианства в складывании корейской государственности.
  • Анализирует особенности развития Британской Индии и особенности колониальной системы в Южной Азии
  • Выстраивает связь между арабским пробуждением и экспансией. Распознает типологическую связь между арабским и тюркским пробуждениями.
  • Выявляет связь между особенностями развития народов Юго-Восточной Азии, их менталитетом и картиной мира в современный период
  • Датирует и локализует реалии и персоналии эпохи Древнего и Среднего Царства. Описывает отношения Египта с другими странами.
  • Датирует основные события корейской истории.
  • Демонстрирует понимание регионального взаимодействия на Ближнем Востоке в Новое время.
  • Классифицирует и понимет, какие результаты принесло первое знакомство японцев с европейцами
  • Называет и характеризует основные письменные памятники эпохи Нара.
  • Называет основные археологические периоды. Называет основные памятники неолита на Ближнем Востоке, объясняет, когда был открыт памятник, где он находится и к какому периоду относится, какие именно находки сделаны археологами
  • Называет основные виды классификации народов Индии: географическая; антропологическая; лингвистическая; особенности развития религиозной мысли и хозяйственного развития.
  • Называет основные причины "реставрации Мэйдзи"; описывает процессы вестернизации и модернизации японского общества.
  • Называет основные события в истории Кореи в первой половине XX века.
  • Называет периоды в истории Древней Месопотамии; называет принципы социального устройства древней Месопотамии; описывает правовые принципы, положенные в основу законов Хаммурапи.
  • Объясняет особенности формирования двух независимых государств (КНДР и РК) на Корейском полуострове.
  • Объясняет, в чем отличия режима сегуната от императорского правления
  • Описывает исторические процессы периода
  • Описывает исторические процессы, шедшие в маньчжурской империи Цин. Локализует и датирует основных политических деятелей и реалии маньчжурской империи Цин.
  • Описывает культурно-религиозную и социально-экономическую специфику макро-региона.
  • Описывает основные культурные достижения эпохи Хэйан.
  • Описывает основные тенденции в формировании древнекитайской государственности.
  • Описывает основные черты социального устройства Китая в эпоху империи Мин.
  • Описывает предысторию, причины и последствия советско-китайского конфликта
  • Описывает процессы изменений Китая эпохи реформ и открытости
  • Описывает, как складывался этнический состав японской нации. Увязывает культурное развитие японского общества с распространением буддизма.
  • Перечисляет основные этапы борьбы за объединение Японии в конце 16-нач. 17 вв. и подведите итоги этого исторического процесса.
  • Периодизирует отношения с Китаем и монгольские нашествия в истории Японии
  • Показывает знание истории раннего периода тюрок. Объясняет смысл и динамику распада тюркской общности.
  • Правильно датирует и локализует основные реалии и имена действующих лиц.
  • Распознаёт цивилизационные рамки восточных обществ и их контактные зоны.
  • Сравнивает географические, этнические, хозяйственные и климатические условия формирования цивилизаций Восточной Азии и античной цивилизации
  • Сравнивает государственное устройство в Восточной Азии в эпоху централизованных империй с эпохой полицентризма; корректно локализует и датирует главных политических деятелей и реалии эпохи.
  • Сравнивает две концепции истории Восточной Азии в средние века: концепцию поступательного развития социально-политических процессов и концепцию династийного цикла.
  • Сравнивает две концепции образования культуры и государственности в Восточной Азии: моноцентрическую и полицентрическую.
  • Сравнивает особенности развития народов Южной Азии
  • Сравнивает особенности социально-экономического развития в Восточной Азии и в Европе в Новое время.
  • Сравнивает особенности социально-экономического развития народов Южной Азии после достижения независимости
  • Указывает причины кризиса традиционного общества в Китае в начале XX в. Увязывает политическую борьбу КПК и Гоминьдана с мировым политическим процессом.
  • Формулирует причины и называет этапы разложения колониальной системы. Объясняет специфику новейшего времени на Ближнем Востоке.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Доисторический Ближний Восток
  • Древняя Месопотамия и ее соседи в III – 1-й половине I тыс. до н.э.
  • Древний Египет и его соседи в III – 1-й половине II тыс. до н.э.
  • Ближний Восток в позднеантичую эпоху
  • Арабские завоевания и формирование средневекового Ближнего Востока
  • Тюркские народы и их история до монгольских завоеваний. Восток между тюрками и монголами. Османская держава
  • Pax Otthomanica и колониальная экспансия. Арабский Восток, Каджарская Персия, Средняя Азия в XVIII-XIX вв.
  • Ближний Восток в Новейшую эпоху
  • Южная Азия в древности и в средние века
  • Индия в новое время. Завершение колониального завоевания полуострова Индостан
  • Индия в конце ХIХ начале ХХ вв.
  • Индия во второй половине ХХ и начале ХХI вв.
  • Страны Юго-восточной Азии во второй половине ХХ и начале ХХI вв.
  • Древний Китай
  • Появление государственности в северном субрегионе Восточной Азии
  • Китай в раннее средневековье
  • Китай в эпоху централизованных империй (до монгольского завоевания)
  • Китай в период монгольских завоеваний. Империя Мин.
  • Китай и китайская цивилизация в Новое время
  • Китай в Новейшее время
  • Ранняя Япония
  • Империя самураев в Средние века
  • Япония в Новое время
  • Япония в Новейшее время
  • Корейское общество с I по XIV вв.
  • Корейское общество с XV по XIX вв.
  • Государства Корейского полуострова в первой половине ХХ века.
  • Государства Корейского полуострова во 2 половине ХХ-ХХI вв.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий тесты
    Для пересдачи неудовлетворительной оценки по дисциплине студент должен написать тесты по соответствующим блокам курса. Тесты проводятся с использованием КИМ, материалы для подготовки к пересдаче тестов высылаются учебным офисом в период пересдач.
  • неблокирующий ответы на семинарах
    В период с 30.10.2021 по 06.11.2021 студенты самостоятельно изучают высланные материалы и выполняют задание в письменной форме. В случае пропуска семинара по уважительной причине студент должен выслать задание к семинару преподавателю в ближайшие дни после пропущенного семинара (до начала следующего семинара). В блоке Ближний Восток и Центральная Азия студенты имеют возможность заработать дополнительные баллы к оценке за ответы на семинарах, написав эссе по ближневосточной коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина (после посещения экскурсии).
  • неблокирующий ответы на семинарах
    В период с 30.10.2021 по 06.11.2021 студенты самостоятельно изучают высланные материалы и выполняют задание в письменной форме. В случае пропуска семинара по уважительной причине студент должен выслать задание к семинару преподавателю в ближайшие дни после пропущенного семинара (до начала следующего семинара). В блоке Ближний Восток и Центральная Азия студенты имеют возможность заработать дополнительные баллы к оценке за ответы на семинарах, написав эссе по ближневосточной коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина (после посещения экскурсии).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.6 * ответы на семинарах + 0.4 * тесты
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.6 * ответы на семинарах + 0.4 * тесты
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ottoman Middle East : Studies in Honor of Amnon Cohen, edited by Eyal Ginio, and Elie Podeh, BRILL, 2013.
  • Ottoman State Hayashi; Ayden, Mahir Routledge 2004
  • The Ottoman World, edited by Christine Woodhead, Routledge, 2011. .
  • Бартольд, В. В.  Тюрки. 12 лекций по истории тюркских народов Средней Азии / В. В. Бартольд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 154 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11245-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444792 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Богомазова, Н. (2012). Социокультурные Предпосылки Возникновения Института Самурайства. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.64F721BF
  • Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 887 с. - (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-01493-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028870
  • Родригес А.М. - История стран Азии и Африки в Новейшее время - КноРус - 2015 - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/919762

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kim, J. (2012). A History of Korea : From “Land of the Morning Calm” to States in Conflict. Bloomington, Ind: Indiana University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=489749
  • Michael J. Seth. (2019). A Concise History of Korea : From Antiquity to the Present (Vol. Third Edition). [N.p.]: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2265005
  • Millar, F. (1987). Empire, community and culture in the Roman Near East : Greeks, Syrians, Jews and Arabs. Journal of Jewish Studies, 38(2), 143–164. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsram&AN=edsram.000008116
  • Millar, F. (2004). Christian emperors, Christian Church and the Jews of the diaspora in the Greek East, CE 379-450 (Vol. 55). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsram&AN=edsram.000423492
  • Seth, M. J. (2016). A Concise History of Korea : From Antiquity to the Present (Vol. Second edition). Lanham, MD: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1131604
  • Герасимова, М. (2011). Особенности Художественной Культуры В Японии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A5DFEE7A
  • Готлиб, О. М. Этнология Китая (ханьцы). Обрядность и символика основных этапов жизни : учебное пособие / О. М. Готлиб. — 2-е изд. — Москва : ВКН, 2018. — 104 с. — ISBN 978-5-7873-1435-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115561 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • История Востока. Т.1: ., Васильев, Л. С., 2003
  • Козлов, А. (2008). Военная Политика Древнего Китая. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D95735A4
  • Рагозина, З.А.. История Индии. Времен Риг-Веды : Монография / З.А. Рагозина : Издательские архивы, 1905. — 518 с. — URL: https://book.ru/book/912382 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Родригес-Фернандес, А. М. История восточных религий : учебное пособие / А. М. Родригес-Фернандес, А. С. Дербенев. - М. : МПГУ, 2018. - 48 с. - ISBN 978-5 -4263-0607-3. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1020532
  • Хабдаева, А. (2013). Буддизм И Конфуцианство В Духовной Культуре Китая: Проблемы Диалога Двух Традиций. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.376B5461

Авторы

  • Перлова Юлия Валерьевна
  • Рогожина Анна Алексеевна