Магистратура
2023/2024
Критика ориентализма в современной гуманитарной мысли
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Классический и современный Восток: языки, культуры, религии)
Направление:
58.04.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения:
Классический и современный Восток: языки, культуры, религии
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Основные этапы развития востоковедения, и исламоведения специально, рассматриваются в контексте складывания европейских наук о человеке и из перспективы критических подходов по отношению к ним. Очерчиваются этапы и подходы в развитии исламоведения в Западной Европе, России и США (дескриптивный, критика источников, критика «традиции», «скептический»). Рассматривается история складывания понятия «мусульманский мир» и критика востоковедения («ориентализма») в постколониальных исследованиях, а также ответы на нее; взаимодействие разных сред производства знания и представлений о Востоке (академической, миссионерской, военной, бюрократической, массовой культуры). В контексте непрекращающейся научной дискуссии обсуждаются вопросы общего и специфического в российском востоковедении 19 в., специфика советского исламоведения. В результате освоения дисциплины студенты должны знать историю изучаемой ими науки в ее востоковедных аспектах и место востоковедения среди гуманитарных наук, основные авторитетные труды, определившие «классическую» научную традицию, уметь различать исследовательские подходы в изучении истории и культуры «восточных» («чужих») обществ и приобрести навыки ориентации в возможностях и ограничениях каждого из них, понимать как основания и перспективы, так и ограничения критических подходов в соотнесении с «классическим» востоковедением.
Цель освоения дисциплины
- Программа «История востоковедения и критика ориентализма» ставит своей целью раскрытие проблематики, относящейся к области интеллектуальной истории и описывающей появление, развитие и критику востоковедного метода, производного от методологии классической филологии.
- Программа раскрывает процесс формирования востоковедной науки как результат борьбы с "мифологическим восприятием" и попытки формирования альтернативы религиозному мировоззрению (впрочем, противоречивой), описывает основные принципы, которым подчиняются востоковедные практики, представляет анализ связи востоковедения с другими гуманитарными дисциплинами и показывает историческую динамику развития различных направлений этой области знания.
- Одна из ключевых задач программы – поместить в фокус внимания российское востоковедение и, рассмотрев дискуссию о его особенном статусе, указать на транс-культурный процесс формирования его основных понятий и методов.
- Вторая часть программы посвящена формированию и развитию пост-колониальных исследований, критикующих востоковедный метод. В рамках данного вопроса программа рассматривает историю развития критической мысли о достижениях востоковедения, ключевые понятия пост-колониальных исследований, их критику и развитие нового витка деколонизации в современных социальных и гуманитарных науках.
- В рамках курса студентам предлагается рассмотреть использование этих понятий на практическом материале современной дискуссии об историографии Центральной Азии. С помощью изучения и практического освоения указанных теоретических конструкций студенты смогут развить критическое восприятие истории исследования стран Азии и Африки и развить собственное представление об этике в научных исследованиях.
Планируемые результаты обучения
- Владеть критическими подходами к изучению истории востоковедения
- Уметь определять место развития востоковедения в кругу гуманитарных наук (в особенности, филологических дисциплин)
- Выявлять специфику появления тех или иных конструктов в рамках начального этапа развития данной дисциплины (например, понятия ур-текста и ур-языка)
- Выделять ранние направления в развитии востоковедения
- Объяснять причину появления позитивизма и его роль в становлении классического востоковедения
- Объяснять причины появления концепций "лестницы прогресса"
- Анализировать интрепретации понятия "модерность"
- Сравнивать различные течения в востоковедении начала 20 века
- Объяснять изменения этического содержания востоковедных исследований в начале 20 века
- Объяснять связь востоковедных исследований и имперской политики
- Сранивать подходы к изучению связи востоковедения и колониальной политики
- Анализировать связь гуманитарных дисциплин (особенно, востоковедения) с появлением расизма
- Анализировать специфику взаимодействия востоковедов с локальными собеседниками
- Сранивать различные течения, лежавшие у истоков советского востоковедения
- Объяснять причины появления яфетической теории
- Объяснять причины появления "красного ориентализма"
- Анализировать различия в подходах к понятию "Восток" между различными группами востоковедов начала 20 века
- Аргументировать роль и место локальных элит в развитии дискурса советской власти
- Анализировать историю преемственностей и разрывов в передаче знания между поколения советских востоковедов
- Аргументировать историю методологических поворотов в истории советского востоковедения
- Анализировать историю связей советских востоковедов с иностранными экспертами
- Объяснять что такое эпистема "русского дела" и какое значение она имеет в истории востоковедения
- Объяснять историю появления пост-колониальной теории
- Аргументировать классические понятия пост-колониальной теории
- Уметь применять пост-колониальные концепции к собственному исследовательскому материалу
- Анализировать ключевые аргументы критики пост-колониальной теории
- Объяснять ключевые тезисы де-колониальной теории
- Анализировать критику де-колониальной теории
- Аргументировать современный этап развития пост/де-колониального поворота в историографии на примере Центральной Азии
Содержание учебной дисциплины
- Вводный раздел: становление востоковедения как wissenschaft
- Востоковедение на стыке позитивизма и модернизма
- Востоковедение и колониализм
- История становления советского востоковедения
- Пост-колониальные исследования: становление критики ориентализма
- Критика пост-колониальной критики: борьба с мета-нарративом и поиск новых направлений
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 2nd module0.25 * Переписка Бартольда и Валидова + 0.25 * Пост/де-колониальная дискуссия + 0.25 * Работа на парах + 0.25 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- "Собственный Восток России" : политика идентичности и востоковедение в позднеимперский и раннесоветский период: пер. с англ., Тольц, В., 2013
- After colonialism : imperial histories and postcolonial displaycements, , 1995
- From orientalism to postcolonialism : Asia, Europe and the lineages of difference, , 2009
- German orientalism in the age of empire : religion, race, and scholarship, Marchand, S. L., 2010
- Kalinovsky, A. M., & Kemper, M. (2015). Reassessing Orientalism : Interlocking Orientologies During the Cold War. Abingdon, Oxon [UK]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=955727
- Kaviraj, S. (2018). Marx and postcolonial thinking. Constellations: An International Journal of Critical & Democratic Theory, 25(1), 3–17. https://doi.org/10.1111/1467-8675.12354
- Postcolonial literatures in context, Mullaney, J., 2010
- Provincializing Europe: postcolonial thought and historical difference, Chakrabarty, D., 2000
- Sabine Broeck, & Carsten Junker. (2014). Postcoloniality - Decoloniality - Black Critique : Joints and Fissures. Campus Verlag.
- The darker side of western modernity : global futures, decolonial options, Mignolo, W. D., 2011
- Young, R. (2016). Postcolonialism : An Historical Introduction. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1380042
- Тлостанова, М. (2011). Деколониальность Знания И Преодоление Дисциплинарного Декаданса.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Kemper, M. (2009). Studying Islam in the Soviet Union. Amsterdam University Press.
- Michael Kemper, & Stephan Conermann. (2011). The Heritage of Soviet Oriental Studies. Routledge.