Бакалавриат
2023/2024
Кросс-культурная и этническая психология
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Востоковедение)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
50
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина является выборной для студентов четвертого года обучения программы «Востоковедение». В данном курсе рассматривается применение психологических теорий к анализу личностного развития, межличностного и межгруппового общения с учетом культурного контекста. Особое внимание уделяется культурному разнообразию и психологическим подходам к его измерению. Курс способствует овладению навыками, необходимыми для проведения исследований в разных культурах. Курс совмещает лекции, групповые обсуждения результатов современных исследований и работу над практическими навыками студентов. Язык обучения - русский. Продолжительность курса - 1 модуль. Основные разделы курса: 1.Место этнической и кросс-культурной психологии в системе научного знания 2.Этнос и культура как ключевые понятия этнической и кросс-культурной психологии 3.Подходы к измерению культурного разнообразия4.Культура и познавательные процессы 5.Культура и личность. Понятие о «национальном характере» 6.Культура и общение 7.Психология миграций и аккультурации. Межкультурное взаимодействиеВ ходе освоения дисциплины студент должен: - уметь анализировать развитие, поведение и общение людей с учетом кросс-культурной специфики; - владеть навыками анализа межгруппового взаимодействия представителей различных культур и факторов, влияющих на это взаимодействие.
Цель освоения дисциплины
- Основной целью освоения дисциплины «Кросс-культурная и этническая психология» является выработка навыков первичного анализа этнокультурной специфики индивидуального и группового поведения людей. Это предполагает: - знание основных кросс-культурных подходов к анализу индивидуального и группового поведения людей, - понимание культурно-психологических факторов, влияющих на развитие личности, индивидуальное и групповое поведение, а также на межгрупповые отношения, - знание психологических механизмов, влияющих на общение представителей различных культур, - представление о психологии миграций и аккультурации, а также – о межкультурном взаимодействии.
Планируемые результаты обучения
- Студент знает и понимает факторы, влияющие на формирование и развитие этнических групп и культур
- Студент знает предмет, цель и задачи кросс-культурной и этнической психологии
- Студент идентифицирует основные теории о связи личности и культуры («Культура и личность», «базовая личность», «Национальный характер»)
- Студент понимает и определяет взаимосвязь культурно-обусловленных ценностей, норм, правил и ролей с особенностями общения людей и групп
- Студент понимает и определяет и может выделить особенности стратегий аккультурации
- Студент понимает и определяет механизмы влияния культуры на личность
- Студент Понимает и определяет основные механизмы влияния культуры на когнитивные процессы
- Студент понимает и определяет основные особенности различных этнических групп, основанные на культурной специфике (выраженность «культурных синдромов», групповая идентичность и пр.)
- Студент понимает и определяет последствия межгруппового взаимодействия различных этнических групп (этноцентризм, стереотипы, предрассудки и пр.)
- Студент понимает и определяет различные подходы к анализу поведения, основанные на влиянии культуры
- Студент понимает и определяет этапы межкультурной адаптации и «культурного шока»
- Студент понимает и определяет этнокультурную специфику вербальной и невербальной коммуникации. Способен сравнивать вербальной коммуникации с позиции культуры
- Студент понимает особенности разработки тестов интеллекта с учетом культурной специфики
- Студент понимает сущность трех подходов в кросс-культурной психологии: абсолютизма, релятивизма и универсализма
- Студент способен выделять сходства и различия в невербальной коммуникации у представителей разных культур
- Студент способен идентифицировать и сравнивать культуры на основе культурных измерений разных авторов (Триандиса, Льюиса, Хофстеда и др.)
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Место этнической и кросс-культурной психологии в системе научного знания
- Тема 2. Этнос и культура как ключевые понятия этнической и кросс-культурной психологии. Подходы к измерению культурного разнообразия
- Тема 3. Культура и психические познавательные процессы
- Тема 4. Культура и личность
- Тема 5. Культура и общение
- Тема 6. Психология миграций и аккультурации. Межкультурное взаимодействие
Элементы контроля
- Письменный экзамен
- Тест по пройденной теме
- Мини-проект по пройденной теме
- Итоговый проект "Этнопсихологические особенности изучаемого региона Востока по выбору"
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 3rd module0.2 * Итоговый проект "Этнопсихологические особенности изучаемого региона Востока по выбору" + 0.2 * Мини-проект по пройденной теме + 0.3 * Письменный экзамен + 0.3 * Тест по пройденной теме
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Berry, J. W. (2011). Cross-Cultural Psychology : Research and Applications (Vol. 3rd ed). Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=347856
- Cross-cultural psychology: Research and applications. (2011). Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/cbo9780511974274
- Тренинг этнической толерантности для школьников : учеб. пособие для вузов, Лебедева, Н. М., 2012
- Этнопсихология : учебник для вузов, Стефаненко, Т. Г., 2006
- Этнопсихология : учебник для вузов, Стефаненко, Т. Г., 2014
Рекомендуемая дополнительная литература
- Allwood, C. M., & Berry, J. W. (2006). Origins and development of indigenous psychologies: An international analysis. International Journal of Psychology, 41(4), 243–268. https://doi.org/10.1080/00207590544000013
- Cross-cultural psychology. (2015). Elsevier. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.tilburguniversity.edu.publications.3239d095.d0cf.4b95.a8f9.c949a1bf8bf5
- Differences between tight and loose cultures: A 33-nation study. (2011). Science, 332(6033), 1100–1104. https://doi.org/10.1126/science.1197754
- Fundamental questions in cross-cultural psychology. (2011). Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.tilburguniversity.edu.publications.bbbd082a.8bfc.4ec5.ad32.95725a4483b9
- Liu, S., & Gallois, C. (2014). Integrating intercultural communication and cross-cultural psychology: Theoretical and pedagogical implications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AD7AAB0B
- Patel, F., Sooknanan, P., & Li, M. (2011). Intercultural Communication : Building a Global Community. Thousand Oaks, Calif: Sage Publications Pvt. Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=385324
- Piller, I. (2011). Intercultural Communication : A Critical Introduction. Edinburgh: Edinburgh University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=370802
- Shiraev, E., & Levy, D. A. (2016). Cross-Cultural Psychology : Critical Thinking and Contemporary Applications, Fifth Edition (Vol. Fifth edition). New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1028566
- Stankiewicz, D. (2016). Trening komunikacji międzykulturowej warunkiem postępu w relacjach pomiędzy “swoimi” a “obcymi” / Training of the Cross-Cultural Communication with Condition of Progress in Relation Between “One’s” and with “Strangers.” Zeszyty Naukowe Wyższej Szkoły Ekonomiczno-Społecznej w Ostrołęce, (23), 538. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbaz&AN=edsbaz.171464669
- Triandis, H. C. (1994). Horizontal and vertical individualism and collectivism and work. Netherlands, Europe: WORC, Work and Organization Research Centre. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1425FDD9
- Triandis, H. C. (2006). Cultural aspects of globalization. Journal of International Management, (2), 208. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.intman.v12y2006i2p208.217
- Этнопсихология : учебник и практикум для академического бакалавриата, Лебедева, Н. М., 2014