• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Всеобщая история: история западных цивилизаций

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 74

Программа дисциплины

Аннотация

Как и любая другая наука, история служит одним из инструментов познания и преобразования мира. Целью данного курса является знакомство с теми проблемами, которые изучает история, и путями, которые она выбирает для исследования. В основе курса - история западных цивилизаций, включающая характеристику эволюции человека и семьи, технологического и экономического способов производства, социально-политического строя и духовного мира. На базе этих критериев студентам предлагается сосредоточиться на истории западноевропейской цивилизации, причем особо будут рассмотрены вопросы возникновения и развития античных цивилизаций, как истоков западноевропейской, а также эволюции византийской цивилизации, когда она находилась в эпицентре исторического прогресса; места средневековья во всемирно-историческом процессе; складывания основ национальных государств в Западной Европе и формирования целостности западноевропейской цивилизации; тенденций развития всемирной истории в XIX-XX вв.; места XXI века во всемирно-историческом процессе. Учитывая, что курс предлагается для студентов-востоковедов, то первостепенное внимание будет уделено вопросам взаимодействия западной и восточных цивилизаций на разных этапах исторического развития.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • иметь представление об основных этапах исторического развития человечества с древнейших времен до настоящего времени с особым акцентом на историю западных цивилизаций и контактов между Востоком и Западом с античного периода и до сегодняшнего дня;
  • знать о многообразии мирового исторического опыта, об особенностях цивилизаций и культур и специфике западных цивилизаций;
  • понимать и анализировать важнейшие события и процессы, характеризующие векторы развития экономики, социальных отношений, политики и духовной жизни западных цивилизаций;
  • иметь представления о современных принципах периодизации всемирной истории, о хронологических рамках и смысле исторических понятий «первобытное общество», «античная цивилизация», «средневековая европейская цивилизация», «западная цивилизация в новое и новейшее время»;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует знания цивилизационных ценностей западных стран в практике межкультурной коммуникации, распознавания проявлений духовных и эстетических ценностей западных цивилизаций при анализе межкультурных коммуникативных практик
  • Анализирует и имеет навыки критической оценки информации о важнейших событиях и процессах экономического, социального, политического и культурного развития западных цивилизаций, основные положения теорий и концепций современной историографии в области изучения западных цивилизаций.
  • Анализирует исторические документы, реферирует и рецензирует научную литературу, обобщает и интерпретирует содержащуюся в ней информацию, излагает материал на родном языке, использует различные виды исторических документов и научных трудов, ссылается на источники и литературу, оформляет библиографические ссылки и описывает в соответствии с академическими стандартами.
  • Называет хронологические рамки и смысл основных исторических процессов античной цивилизации.
  • Сравнивает основные этапы складывания национальных государств в Западной Европе. Особенности сословно-представительных органов в Англии, Франции, Испании.
  • Формулирует основные сведения об основных периодах всемирной истории, о содержании понятий «история», «цивилизация», «западные цивилизации», «исторический источник», «историография», об экономических, социальных, политических и культурных особенностях и закономерностях стран Запада, а также контактах Запада и Востока на различных этапах всемирной истории
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Цивилизации: теории и история.
  • 2. АНТИЧНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ 2.1. Древняя Греция
  • 2.2. Древний Рим.
  • 3. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ВО ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ (IV-ХV ВВ.) 3.1. Зарождение западноевропейской цивилизации. Византия. Ислам и Европа
  • 3.2. Христианство и церковь в западноевропейской средневековой цивилизации. Крестовые походы
  • 3.3. Складывание основ национальных государств в Западной Европе (ХI-ХV вв.). Контакты Запада и Востока в средневековье
  • 4. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ (КОНЕЦ ХV-ХVIII ВВ.) 4.1. Европа раннего нового времени: Возрождение. Реформация. Великие географические открытия
  • 4.2. Политический и экономический кризис XVII века. Колониальные империи
  • 4.3. XVIII век в европейской и североамериканской истории: «Царство разума»
  • 4.4. Революции XVIII века: победа над «старым порядком»
  • 4.5. Культура и наука в западном мире нового времени
  • 5. XIX ВЕК - ПЕРЕХОД К ИНДУСТРИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ 5.1. Реставрация в Европе. Революции первой половины XIX века
  • 5.2. Изменение баланса сил в Европе во второй половине XIX века
  • 5.3. США: от периферии мира к мировому лидерству
  • 5.4. Международные отношения в конце 19- начале 20 века. Первая мировая война
  • 5.5. Культура и наука в 19- начале 20 вв.
  • 6. МЕСТО XX ВЕКА ВО ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 6.1. Европа после первой мировой войны. Зарождение фашизма. Вторая мировая война.
  • 6.2. Западные страны после второй мировой войны. Противостояние великих держав в ядерный век.
  • 6.3. Основные направления политической истории Запада в эпоху холодной войны.
  • 6.4. Международные отношения после второй мировой войны.
  • 6.5. Культура и наука в западном мире в 20 в.
  • 7. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ 7.1. Постиндустриальные цивилизации 21 в.
  • 7.2. «Столкновение цивилизаций» или «Альянс цивилизаций».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа №2
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий контрольная работа №1
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.4 * Активность на семинарах + 0.3 * Экзамен + 0.15 * контрольная работа №1 + 0.15 * контрольная работа №2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Всемирная история : учебник для вузов, Поляк, Г. Б., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Jobson, A. (2012). The First English Revolution : Simon De Montfort, Henry III and the Barons’ War. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1717352

Авторы

  • Караулова Мария Кирилловна
  • Волосюк Ольга Виленовна