Магистратура
2023/2024
История урбанистики и социология города
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Управление пространственным развитием городов)
Направление:
07.04.04. Градостроительство
Кто читает:
Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского
Где читается:
Факультет городского и регионального развития
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Николаев Владимир Геннадьевич
Прогр. обучения:
Управление пространственным развитием городов
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Курс направлен на формирование целостного представление об истории урбанистики и основных вехах в теоретическом осмыслении города и развитии городских исследований в культурологическом срезе городов. Слушатели освоят навыки чтения и интерпретации разных типов социологических текстов о городе, познакомятся с методами анализа различных типов городских культур и интерпретации культурологических кодов в городах. В результате освоения дисциплины слушатели научатся видеть развитие городов в широком историческом контексте ирассматривать город как сложную систему взаимосвязей, имеющую пространственные, экономические, экологические, культурные, социальные и социально-психологические аспекты.
Цель освоения дисциплины
- Дать целостное представление об истории урбанистики и основных вехах в теоретическом осмыслении города и развитии городских исследований, а также культурологическом срезе городов.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует функциональные и дисфункциональные стороны городского развития
- Владеет навыками критического анализа города и городского развития
- Воспроизводит беньяминовскую логику исследования современного города через детали
- Воспроизводит общую логику исторического процесса урбанизации
- Знает и анализирует логику проекта «городов-садов»
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами А. Лефевра для анализа городских пространств
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Г. Зиммеля
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами К. Маркса
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Л. Вирта
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Л. Мамфорда
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Лос-Анджелесской школы
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами М. Вебера
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами М. Кастельса
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами С. Милграма
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами С. Сассен
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Ф. Тённиса.
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Ф. Энгельса
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Фюстеля де Куланжа
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Х.У. Зорбо
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Ч. Бута
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами чикагской человеческой экологии
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Э.Амина и Н.Трифта
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом Л. Вирта для определения и анализа урбанизма
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом Р. Парка в анализе города и городских сообществ
- Знает и оперирует терминологическим аппаратом, аналитическими приемами и объяснительными схемами В. Беньямина
- Имеет представление о движении городских обследований, их своеобразии и их месте в истории исследований города
- Имеет представление о значимости и своеобразии исследования современной городской повседневности
- Имеет представление о концепции глобального (информационного) города
- Имеет представление о логике и своеобразии концепции глобального города
- Имеет представление о многообразии методов, применявшихся в чикагских городских исследованиях
- Имеет представление о плане «города-сада» Э. Говарда
- Имеет представление о своеобразии социально-психологического подхода к анализу современного крупного города
- Имеет представление об истоках «ментальной картографии»
- Имеет представления об истоках современных монографических городских обследований
- Ориентируется в предыстории урбанистики
- Ориентируется в разнообразии и тематике городских исследований Чикагской школы
- Представляет динамику развития города в контексте всемирно-исторического процесса
- Представляет и воспроизводит логику трансформации городских сообществ в современном мире
- Представляет и воспроизводит логику трансформации изолированных сообществ внутри современных крупных городов
- Представляет и воспроизводит общую логику чикагских городских исследований
- Представляет и сопоставляет разные версии городской экологии
- Представляет логику постмодернистской критики современного города
- Представляет основные векторы развития города в мировой истории
- Представляет своеобразие античного города
- Представляет своеобразие исторических типов городов и, в частности, западного буржуазного города
- Представляет своеобразие крупного современного города
- Представляет своеобразие раннего промышленного города в период бурной индустриализации
Содержание учебной дисциплины
- ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ УРБАНИСТИКИ. Тема 1. Тема города в философской и социальной мысли до середины XIX века.
- Тема 2. Карл Маркс: Город и общественно-исторический процесс.
- Тема 3. Фридрих Энгельс: Западный промышленный город XIX века
- Тема 4. Макс Вебер: Город и становление буржуазного общества
- Тема 5. Фердинанд Тённис: Город и Gemeinschaft/Gesellschaft
- Тема 6. Георг Зиммель: Большие города и духовная жизнь
- Тема 7. Чарльз Бут: Исследование бедности в Лондоне
- Тема 8. Эбенезер Говард: Концепция «города-сада»
- Тема 9. Движение «social surveys» в начале ХХ века
- Тема 10. Городская социология Чикагской школы: Город как «социальная лабора-тория» (Роберт Эзра Парк)
- Тема 11. Городская социология Чикагской школы: «Городская экология» (Эрнест У. Бёрджесс и Родерик Д. Маккензи)
- Тема 12. Городская социология Чикагской школы: судьба сообществ в современном большом городе (Харви У. Зорбо)
- Тема 13. Городская социология Чикагской школы: Городские «гетто» (Луис Вирт)
- Тема 14. Чикагская школа: Город как мозаика «миров» (Нельс Андерсон, Пол Г. Кресси, Уолтер Реклесс, Клиффорд Шоу, Фредерик М. Трэшер)
- Тема 15. Луис Вирт: Концепция урбанизма
- Тема 16. Вальтер Беньямин: Город как репрезентация исторической эпохи
- Тема 17. Льюис Мамфорд: Город в исторической перспективе
- Тема 18. Анри Лефевр: Город и социальное производство пространства
- Тема 19. Стэнли Милграм: «Ментальные карты» городов.
- Тема 20. Лос-анджелесская школа урбанистики: Эдвард Соха
- Тема 21. Эш Амин и Найджел Трифт: Городская повседневность
- Тема 22. Мануэль Кастельс: «Информационный город»
- Тема 23. Саския Сассен: «Глобальный город»
- Тема 24. Чарльз Лэндри: «Креативный город»
- ЧАСТЬ II. СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА. Тема 1. Производство города: город как дискурсивное образование
- Тема 2. Производство города: город как совокупность повседневных практик
- Тема 3. Городские различения, неравенства и исключения
- Тема 4. Дифференциация современной городской среды: мезоподход
- Тема 5. Дифференциация современной городской среды: микроподход
- Тема 6. Сенсорные и эмоциональные среды городской жизни
- Тема 7. Синтаксис городской жизни: непрерывность, разрывы и пустоты
- ЧАСТЬ III. ЭТНИЧНОСТЬ И МИГРАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ. Тема 1. Этничность
- Тема 2. Миграция
- Тема 3. Интеграция
Элементы контроля
- Аудиторная работаОценивается активность на семинарских занятиях, качество работы в аудитории, глубина освоения обсуждаемых текстов.
- Домашняя работаВыполняется дома. Домашняя работа представляет собой написание текста объемом 3-4 страницы по одной из тем, изучаемых в рамках дисциплины (возможно выступление с докладом по тексту на занятии (5 минут). В качестве темы для контрольной работы может быть взят любой из вопросов, содержащихся в настоящей программе (см. раздел 7), либо тема, предполагающая сравнение разных точек зрения на один и тот же вопрос, охватываемых содержанием программы. Студент может взять и другую тему в рамках содержания программы. В этом случае тема заблаговременно обсуждается с преподавателем. Подготовка задания по теме, не входящей в приведенный список и не согласованной заранее с преподавателем, не допускается; в случае нарушения этого правила работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
- Контрольная работаПишется в аудитории в течении 80 мин. Пользование материалами и источниками не допускается. Задание содержит два вопроса по содержанию курса.
- ЭкзаменПроводится в форме устного собеседования.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.12 * Аудиторная работа + 0.12 * Аудиторная работа + 0.18 * Домашняя работа + 0.18 * Контрольная работа + 0.4 * Экзамен