• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

История урбанистики и социология города

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 07.04.04. Градостроительство
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Управление пространственным развитием городов
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на формирование целостного представление об истории урбанистики и основных вехах в теоретическом осмыслении города и развитии городских исследований в культурологическом срезе городов. Слушатели освоят навыки чтения и интерпретации разных типов социологических текстов о городе, познакомятся с методами анализа различных типов городских культур и интерпретации культурологических кодов в городах. В результате освоения дисциплины слушатели научатся видеть развитие городов в широком историческом контексте ирассматривать город как сложную систему взаимосвязей, имеющую пространственные, экономические, экологические, культурные, социальные и социально-психологические аспекты.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать целостное представление об истории урбанистики и основных вехах в теоретическом осмыслении города и развитии городских исследований, а также культурологическом срезе городов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует функциональные и дисфункциональные стороны городского развития
  • Владеет навыками критического анализа города и городского развития
  • Воспроизводит беньяминовскую логику исследования современного города через детали
  • Воспроизводит общую логику исторического процесса урбанизации
  • Знает и анализирует логику проекта «городов-садов»
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами А. Лефевра для анализа городских пространств
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Г. Зиммеля
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами К. Маркса
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Л. Вирта
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Л. Мамфорда
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Лос-Анджелесской школы
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами М. Вебера
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами М. Кастельса
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами С. Милграма
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами С. Сассен
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Ф. Тённиса.
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Ф. Энгельса
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Фюстеля де Куланжа
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Х.У. Зорбо
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Ч. Бута
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами чикагской человеческой экологии
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Э.Амина и Н.Трифта
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом Л. Вирта для определения и анализа урбанизма
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом Р. Парка в анализе города и городских сообществ
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом, аналитическими приемами и объяснительными схемами В. Беньямина
  • Имеет представление о движении городских обследований, их своеобразии и их месте в истории исследований города
  • Имеет представление о значимости и своеобразии исследования современной городской повседневности
  • Имеет представление о концепции глобального (информационного) города
  • Имеет представление о логике и своеобразии концепции глобального города
  • Имеет представление о многообразии методов, применявшихся в чикагских городских исследованиях
  • Имеет представление о плане «города-сада» Э. Говарда
  • Имеет представление о своеобразии социально-психологического подхода к анализу современного крупного города
  • Имеет представление об истоках «ментальной картографии»
  • Имеет представления об истоках современных монографических городских обследований
  • Ориентируется в предыстории урбанистики
  • Ориентируется в разнообразии и тематике городских исследований Чикагской школы
  • Представляет динамику развития города в контексте всемирно-исторического процесса
  • Представляет и воспроизводит логику трансформации городских сообществ в современном мире
  • Представляет и воспроизводит логику трансформации изолированных сообществ внутри современных крупных городов
  • Представляет и воспроизводит общую логику чикагских городских исследований
  • Представляет и сопоставляет разные версии городской экологии
  • Представляет логику постмодернистской критики современного города
  • Представляет основные векторы развития города в мировой истории
  • Представляет своеобразие античного города
  • Представляет своеобразие исторических типов городов и, в частности, западного буржуазного города
  • Представляет своеобразие крупного современного города
  • Представляет своеобразие раннего промышленного города в период бурной индустриализации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ УРБАНИСТИКИ. Тема 1. Тема города в философской и социальной мысли до середины XIX века.
  • Тема 2. Карл Маркс: Город и общественно-исторический процесс.
  • Тема 3. Фридрих Энгельс: Западный промышленный город XIX века
  • Тема 4. Макс Вебер: Город и становление буржуазного общества
  • Тема 5. Фердинанд Тённис: Город и Gemeinschaft/Gesellschaft
  • Тема 6. Георг Зиммель: Большие города и духовная жизнь
  • Тема 7. Чарльз Бут: Исследование бедности в Лондоне
  • Тема 8. Эбенезер Говард: Концепция «города-сада»
  • Тема 9. Движение «social surveys» в начале ХХ века
  • Тема 10. Городская социология Чикагской школы: Город как «социальная лабора-тория» (Роберт Эзра Парк)
  • Тема 11. Городская социология Чикагской школы: «Городская экология» (Эрнест У. Бёрджесс и Родерик Д. Маккензи)
  • Тема 12. Городская социология Чикагской школы: судьба сообществ в современном большом городе (Харви У. Зорбо)
  • Тема 13. Городская социология Чикагской школы: Городские «гетто» (Луис Вирт)
  • Тема 14. Чикагская школа: Город как мозаика «миров» (Нельс Андерсон, Пол Г. Кресси, Уолтер Реклесс, Клиффорд Шоу, Фредерик М. Трэшер)
  • Тема 15. Луис Вирт: Концепция урбанизма
  • Тема 16. Вальтер Беньямин: Город как репрезентация исторической эпохи
  • Тема 17. Льюис Мамфорд: Город в исторической перспективе
  • Тема 18. Анри Лефевр: Город и социальное производство пространства
  • Тема 19. Стэнли Милграм: «Ментальные карты» городов.
  • Тема 20. Лос-анджелесская школа урбанистики: Эдвард Соха
  • Тема 21. Эш Амин и Найджел Трифт: Городская повседневность
  • Тема 22. Мануэль Кастельс: «Информационный город»
  • Тема 23. Саския Сассен: «Глобальный город»
  • Тема 24. Чарльз Лэндри: «Креативный город»
  • ЧАСТЬ II. СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА. Тема 1. Производство города: город как дискурсивное образование
  • Тема 2. Производство города: город как совокупность повседневных практик
  • Тема 3. Городские различения, неравенства и исключения
  • Тема 4. Дифференциация современной городской среды: мезоподход
  • Тема 5. Дифференциация современной городской среды: микроподход
  • Тема 6. Сенсорные и эмоциональные среды городской жизни
  • Тема 7. Синтаксис городской жизни: непрерывность, разрывы и пустоты
  • ЧАСТЬ III. ЭТНИЧНОСТЬ И МИГРАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ. Тема 1. Этничность
  • Тема 2. Миграция
  • Тема 3. Интеграция
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Оценивается активность на семинарских занятиях, качество работы в аудитории, глубина освоения обсуждаемых текстов.
  • неблокирующий Домашняя работа
    Выполняется дома. Домашняя работа представляет собой написание текста объемом 3-4 страницы по одной из тем, изучаемых в рамках дисциплины (возможно выступление с докладом по тексту на занятии (5 минут). В качестве темы для контрольной работы может быть взят любой из вопросов, содержащихся в настоящей программе (см. раздел 7), либо тема, предполагающая сравнение разных точек зрения на один и тот же вопрос, охватываемых содержанием программы. Студент может взять и другую тему в рамках содержания программы. В этом случае тема заблаговременно обсуждается с преподавателем. Подготовка задания по теме, не входящей в приведенный список и не согласованной заранее с преподавателем, не допускается; в случае нарушения этого правила работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Пишется в аудитории в течении 80 мин. Пользование материалами и источниками не допускается. Задание содержит два вопроса по содержанию курса.
  • неблокирующий Экзамен
    Проводится в форме устного собеседования.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.12 * Аудиторная работа + 0.12 * Аудиторная работа + 0.18 * Домашняя работа + 0.18 * Контрольная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История хозяйства. Город : пер. с нем., Вебер, М., 2001
  • Социология : сб., Маркс, К., 2000
  • Хрестоматия по истории социологии. Ч.1: ., , 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История теоретической социологии. Т.3: ., Баньковская, С. П., 2002

Авторы

  • Николаев Владимир Геннадьевич
  • Савельева Екатерина Сергеевна