• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Базовый курс арабского языка

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 20
Контактные часы: 574

Программа дисциплины

Аннотация

Программа УД направлена на развитие продуктивных (говорение/письмо) и рецептивных (чтение/ слушание) компетенций в области арабского литературного языка. Дополнительно к формированию указанных компетенций в задачи курса входит обучение навыкам перевода с арабского на русский и с русского на арабский языки в объеме лексико-тематического минимума базового учебника, а также формирование у обучаемых лингвострановедческой компетенции. Дисциплина рассчитана на изучение арабского языка «с нуля» студентами иноязычной компетенции. Дисциплина рассчитана на 2 учебных года. Продолжением дисциплины является дисциплина «Продвинутый курс арабского языка».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Базовый курс арабского языка» (1 год обучения) являются овладение знаниями и компетенциями в области арабского литературного языка, к которым относятся: знание базовой грамматики ЛАЯ; навыки чтения оригинальных арабских текстов по культурной, страноведческой, социально-экономической и бытовой тематике, а также художественных текстов уровня начального этапа арабской школы; умение говорить по-арабски на указанные темы и письменно фиксировать арабскую речь.
  • Целями освоения дисциплины «Базовый курс арабского языка» (2 год обучения) являются углубление знаний и развитие компетенций в области арабского литературного языка, к которым относятся: знание базовой грамматики ЛАЯ; навыки чтения оригинальных арабских текстов по культурной, страноведческой, социально-экономической и бытовой тематике, а также художественных текстов уровня начального этапа арабской школы; умение говорить по-арабски на указанные темы и письменно фиксировать арабскую речь.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет графикой, фонетикой, базовой грамматикой и лексикой арабского литературного языка. Владеет умением применять изученные лексические и синтаксические конструкции.
  • Владеет общими сведениями об арабском литературном языке (АЛЯ). Различает атрибутивную и предикативную конструкции.
  • Воспроизводит тексты и диалоги в рамках тем "Средства транспорта" и "Восточный дом". применяет конструкции со "сложными прилагательными".
  • Демонстрирует навыки чтения несложных оригинальных арабских текстов по изученной тематике. Демонстрирует навыки перевода арабских текстов в рамках изучающего чтения.
  • Демонстрирует развитие навыков речевого использования основных языковых форм на базе частного лексического материала
  • Демонстрирует умение говорить по-арабски на изученную тему с использованием освоенного набора лексических средств и умение письменно фиксировать арабскую речь.
  • Демонстрирует умение употреблять именные конструкции. Рассказывает текст на тему "Письмо в праздник".
  • Демонстрирует умение читать и понимать со словарем несложный текст в ознакомительном чтении
  • Переводит с арабского языка на русский тексты официального стиля.
  • Применяет знание правил образования форм мужского и женского рода имен, форм единственного. двойственного и множественного числа имен.
  • Применяет знания правил графики, фонетики, базовой грамматики и лексики арабского литературного языка. Владеет умением применять изученные лексические и синтаксические конструкции.
  • Применяет правила словоизменения и словообразования.
  • Применяет предложные конструкции. Различает категории единичности и собирательности.
  • Различает "солнечные" и "лунные" согласные, знает особенности фонетической реализации определенного артикля.
  • Различает парадигмы форм глагола прошедшего и глагола подобного. Воспроизводит диалоги на тему "Путешествия".
  • Различает полные и паузальные формы слов, орфоэпию чтения и орфоэпию разговора.
  • Распознает признаки состояния имени (определенное - неопределенное - сопряженное)
  • Составляет диалог на заданную тему.
  • Употребляет конструкции с порядковыми и количественными . числительными.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Общие сведения о литературном арабском языке и арабской письменности. Грамматика. Предикативная конструкция. Вопросительное предложение. Фонетика, графика, лексика
  • Грамматика: предикативная конструкция; вопросительное предложение. Фонетика, графика, лексика
  • Грамматика: орфоэпические нормы литературного арабского языка. Атрибутивная конструкция Фонетика, графика, лексика
  • Грамматика: третья словоизменительная форма имени в предложной конструкции. Форма множественного числа имен. Имя вида и единичности. Лексика
  • Грамматика: женский род именных слов. Фонетика, графика, лексика.
  • Грамматика: определенный артикль. Первая и вторая словоизменительные формы имени. Фонетика: [f], протетический согласный [ء] Ассимиляция [l] артикля ال Графика харфов ء أ، ف Определенный артикль ألْ. Схема El + En → PC и ее реализации. Атрибутивная конструкция El + El → AC
  • Фонетика: [h] Графика харфов ة ،ح Вторая словоизменительная форма имен в сочетании с كَمْ (كَمْ حَرْفًا) в наречных словоформах типа جِدًّا и в конструкциях типа إنَّ التِّلمِيذَ مُجْتَهِدٌ Лексика: سَاحَةٌ، لَوْحٌ، حَرْفٌ، كَلِمَةٌ، إنَّ، كَمْ؟، وَاحِدٌ، جِدًّا
  • Грамматика: двойственное число указательных местоимений. Род количественных числительных. Вопросительные предложения, вторая словоизменительная форма имени. Предикативная конструкция. Форма двойственного числа имен. Фонетика, графика, лексика
  • Сравнительная степень прилагательных. Различает формы "ломаного" и "правильного" множественного числа. мужского и женского рода "разумных" и "неразумных". Применяет умение образовать генитивную конструкцию и сравнительные формы имен, прилагательных.
  • Различает образование двух основных форм глагола и правильно их образовывает. Распознает "самодостаточные" и "несамодостаточные" глаголы. Применяет масдары, частицы и порядковые числительные.
  • Грамматика: вторая словоизменительная форма "глагола подобного". Сложные прилагательные. Написание и чтение телефонных номеров. Лексика. Тема «Восточный дом»
  • Грамматика: парадигма форм глагола прошедшего. Парадигма форм глагола подобного. Диакритические знаки. Предложение именное и предложение глагольное. Лексика. Тема «Путешествия (средства транспорта)».
  • Словообразовательные модели имени и глагола. Тема «Поездка в Дамаск» . Именное словоизменение. Правила литературного арабского языка 1-6.
  • Категория рода. Тексты и диалоги по теме «Путешествия (средства транспорта)» . Правила литературного арабского языка 7-24.
  • Обсуждение текста для домашнего чтения.
  • Единственное, двойственное и множественное число. Тема "Стенгазета". Правила литературного арабского языка 25-35.
  • Определенность и неопределенность. Тема "Каир - столица АРЕ". Правила литературного арабского языка 36-41.
  • Именные синтаксические конструкции. Текст "Письмо в праздник". Правила литературного арабского языка 42-49.
  • Числительные. Текст "Хорошая деревня". Правила литературного арабского языка 50-71.
  • Глагол. Текст "Свобода" М. аль-Манфалути. Правила литературного арабского языка 72-83.
  • Словообразование. Текст "Положение о власти". Правила литературного арабского языка 83-103.
  • Базовый учебник, уроки 10-18
  • 1-9 урок учебника Яковенко
  • 11 - 14 уроки учебника Яковенко
  • Разговорная практика арабского языка
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Чтение и пересказ текста
    Устный опрос
  • неблокирующий Пересказ диалога
  • неблокирующий Письменная проверочная работа и словарный диктант
  • неблокирующий Письменные задания
    Выполнение письменных упражнений из базового учебника и дополнительных пособий.
  • неблокирующий Устные задания
    Чтение и пересказ текста; выполнение заданий на аудирование; поддержание диалога с преподавателем на заданную тему.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    Устные виды текущего контроля 0,3+письменные виды текущего контроля 0,3+письменная итоговая работа 0,2+Устный экзамен 0,2
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    Устные виды текущего контроля 0,3+письменные виды текущего контроля 0,3+письменная итоговая работа 0,2+Устный экзамен 0,2
  • 2024/2025 учебный год 2 модуль
    Соотношение оценок за отдельные аспекты дисциплины в составе накопленной оценки: (базовый учебник)*0,5 + (общественно-политический перевод)*0,3 + (разговорная практика)*0,2. Накопленная оценка внутри аспекта "базовый учебник" рассчитывается по следующей формуле: 0,3*(УЗ)+0,2*(ПЗ)+0,5*(ПР), где УЗ - устные задания, ПЗ - письменные (домашние) задания и ПР - проверочные работы. Накопленная оценка внутри аспекта "общественно-политический перевод" рассчитывается как среднее арифметическое оценок за письменные и устные задания, соответственно (0,5 и 0,5), внутри аспекта "разговорная практика" оцениваются только устные задания. Итоговая оценка рассчитывается по следующей формуле: (общая оценка за три аспекта дисциплины)*0,6 + (письменная итоговая работа)*0,2 + (устный экзамен)*0,2.
  • 2024/2025 учебный год 4 модуль
    Соотношение оценок за отдельные аспекты дисциплины в составе накопленной оценки: (базовый учебник)*0,5 + (общественно-политический перевод)*0,3 + (разговорная практика)*0,2. Накопленная оценка внутри аспекта "базовый учебник" рассчитывается по следующей формуле: 0,3*(УЗ)+0,2*(ПЗ)+0,5*(ПР), где УЗ - устные задания, ПЗ - письменные (домашние) задания и ПР - проверочные работы. Накопленная оценка внутри аспекта "общественно-политический перевод" рассчитывается как среднее арифметическое оценок за письменные и устные задания, соответственно (0,5 и 0,5), внутри аспекта "разговорная практика" оцениваются только устные задания. Итоговая оценка рассчитывается по следующей формуле: (общая оценка за три аспекта дисциплины)*0,6 + (письменная итоговая работа)*0,2 + (устный экзамен)*0,2.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Полный курс литературного арабского языка. Основной этап. Ч. 2: Уроки 10-18, Лебедев, В. В., 2017
  • Учебник арабского языка для продолжающих. Кн.2: ., Яковенко, Э. В., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Степанов, Р. В. Арабский язык: начальный курс : учебное пособие / Р. В. Степанов, В. А. Кузьмин. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 64 с. — ISBN 978-5-9765-3885-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119088 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Тюрева, Л. С.  Арабский язык: породы глаголов : учебное пособие для вузов / Л. С. Тюрева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 126 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10016-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429134 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Читаем арабские тексты. Основной этап. Ч. 1: Уроки 1-9, Лебедев, В. В., 2014

Авторы

  • Зелтынь Лариса Альбертовна
  • Лебедева Ирина Алексеевна
  • Перлова Юлия Валерьевна