• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Научно-исследовательский семинар "Тексты на древнееврейском и арамейском языках"

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 58.04.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Классический и современный Восток: языки, культуры, религии
Язык: русский
Кредиты: 12
Контактные часы: 210

Программа дисциплины

Аннотация

Данный семинар разработан для ОП магистратуры «Современный и классический Восток: языки, культуры, религии» по направлению подготовки 58.04.01 Востоковедение и африканистика, относится к блоку ключевых семинаров. Целью курса является углубленное знакомство с древнееврейскими и арамейскими корпусами текстов, имеющих первостепенное значение для библейских исследований: тексты еврейского Библии, древнееврейские и арамейские тексты рукописей Мертвого моря, древнееврейская и арамейская эпиграфика, Мишна. В программу также включено знакомство с важнейшими образцами финикийской эпиграфики, релевантными для библеистики как с точки зрения истории ханаанейских языков, так и как свидетельства религиозных практик, общих для финикийцев и древних евреев. Хотя курс предполагает владение базовой грамматикой древнееврейского и библейского арамейского языка, в программу включены обзоры соответствующих грамматик с целью не только систематизировать полученные ранее знания, но и познакомить слушателей с актуальными проблемами изучениях этих языков. Для каждого из литературных и эпиграфических корпусов выбраны наиболее репрезентативные тексты (фрагменты текстов). Чтение сопровождается обсуждением всего спектра вопросов, входящих в задачи научного комментария к древнему тексту: историко-культурный контекст читаемого отрывка; вопросы, связанные с непосредственным пониманием текста (этимология, морфология, синтаксис); история текста с обсуждением разночтений в рукописях и древних переводах; сюжеты, фольклорные мотивы, концепты и их параллели в литературе древнего Востока; наиболее значимые стратегии интерпретации трудных мест читаемого текста.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение базовых знаний о древнееврейской и арамейской словесности
  • развитие навыков историко-критического прочтения текстов
  • освоение терминологии и аналитического инструментария для написания филологических работ
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умение отождествлять и анализировать черты позднего древнееврейского языка в Экклесиасте
  • Усвоение основ глагольной и именной морфологии древнееврейского языка, важнейших форм личных и других местоимений, а также предложных лексем.
  • Знакомство с исторической фонетикой и фонологией древнееврейского языка
  • Познакомиться с исторической морфологией древнееврейского языка
  • Владение стандартными сведениями по фонологии библейского арамейского языка
  • Знание словоизменительных парадигм имперско-арамейского имени и глагола в тивериадской огласовке
  • Знать современные подходы к изучению синтаксиса древнееврейского языка
  • Студент знаком с основными понятиями нарратологии
  • знать основные стратегии выражения категорий времени и вида в древнееврейском повествовании
  • знать основные аспекты и разновидности библейского поэтического параллелизма
  • знать принципы композиции пророческих книг Библии
  • студент знаком с топикой пророческой речи в Библии
  • студент знает относительные датировки законодательных корпусов еврейской Библии
  • студент знаком с современными подходами к интерпретации древних законодательных текстов
  • ориентироваться в жанрах древневосточной литературы "премудрости"
  • владеть филологическим инструментарием анализа эпиграфических памятников западносемитским алфавитным письмом
  • знать основные особенности морфологии моавитского языка
  • знать основные жанры финикийской эпиграфики, ее историко-культурный контекст
  • владеть основами финикийского языка
  • знать, как устроена книга Даниила; уметь анализировать текст книги Даниила, опираясь на ее историко-культурный контекст
  • знать исторический контекст книги Ездры
  • знать особенности орфографии основных корпусов египетского арамейского
  • студент знаком с основными интерпретациями текста папируса Amherst 63
  • владеть основными разновидностями арамейского письма 1 тыс. до н.э.
  • знать диалектные черты арамейских памятников из Зинджирли и Дейр Алла
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Обзор грамматики библейского древнееврейского языка. Фонология.
  • Тема 2. Обзор грамматики библейского древнееврейского языка. Морфология.
  • Тема 3. Обзор грамматики библейского древнееврейского языка. Синтаксис.
  • Тема 4. Повествовательные тексты Библии.
  • Тема 5. Поэтические тексты Библии
  • Тема 6. Пророческие тексты Библии
  • Тема 7. Корпус законодательных текстов Библии
  • Тема 8. Литература премудрости
  • Тема 9. Древнееврейская и моавитская эпиграфика
  • Тема 10. Финикийская эпиграфика
  • Тема 11. Обзор грамматики библейского арамейского языка. Фонология.
  • Тема 12. Обзор грамматики библейского арамейского языка. Морфология.
  • Тема 13. Обзор грамматики библейского арамейского языка. Синтаксис.
  • Тема 14. Арамейские тексты Библии
  • Тема 15. Арамейские тексты из Египта 1 тыс. до н.э.
  • Тема 16. Арамейская эпиграфика 1 тыс. до н.э.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Чтение текстов
    Требуется подготовить перевод текста и комментарий к нему, используя весь доступный инструментарий: словари, опубликованные комментарии, системы поиска.
  • блокирующий Тестирование знаний парадигм
  • блокирует часть оценки/расчета Лексический тест
  • блокирует часть оценки/расчета Экзамен
  • блокирует часть оценки/расчета Экзамен
  • блокирует часть оценки/расчета Экзамен
  • блокирует часть оценки/расчета Экзамен
  • блокирует часть оценки/расчета Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.1 * Лексический тест + 0.1 * Лексический тест + 0.1 * Лексический тест + 0.1 * Лексический тест + 0.1 * Тестирование знаний парадигм + 0.1 * Тестирование знаний парадигм + 0.1 * Тестирование знаний парадигм + 0.1 * Тестирование знаний парадигм + 0.1 * Чтение текстов + 0.1 * Чтение текстов + 0.1 * Чтение текстов + 0.1 * Чтение текстов + 0.4 * Экзамен + 0.4 * Экзамен
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.1 * Лексический тест + 0.1 * Лексический тест + 0.1 * Лексический тест + 0.1 * Лексический тест + 0.1 * Тестирование знаний парадигм + 0.1 * Тестирование знаний парадигм + 0.1 * Тестирование знаний парадигм + 0.1 * Тестирование знаний парадигм + 0.1 * Чтение текстов + 0.1 * Чтение текстов + 0.1 * Чтение текстов + 0.1 * Чтение текстов + 0.4 * Экзамен + 0.4 * Экзамен
  • 2024/2025 учебный год 2 модуль
    0.1 * Лексический тест + 0.1 * Лексический тест + 0.1 * Лексический тест + 0.1 * Лексический тест + 0.2 * Чтение текстов + 0.2 * Чтение текстов + 0.2 * Чтение текстов + 0.2 * Чтение текстов + 0.4 * Экзамен + 0.4 * Экзамен
  • 2024/2025 учебный год 3 модуль
    0.2 * Лексический тест + 0.2 * Лексический тест + 0.4 * Чтение текстов + 0.4 * Чтение текстов + 0.4 * Экзамен + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Arnold, B. T., & Choi, J. H. (2003). A Guide to Biblical Hebrew Syntax. New York, N.Y.: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=304470
  • Barter, P. (2016). Reading Prophetic Books: Form, Intertextuality, and Reception in Prophetic and Post-Biblical Literature. By MARVIN A. SWEENEY. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1175C3D2
  • Davies, G. I., Bockmuehl, M. N. A., De Lacey, D. R., & Poulter, A. J. (2004). Ancient Hebrew Inscriptions: Volume 2 : Corpus and Concordance. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=152247
  • Gzella, H. (2015). A Cultural History of Aramaic : From the Beginnings to the Advent of Islam. Brill.
  • Huehnergard, J. (1995). What is Aramaic? ARAM Periodical, 7(2), 261–282. https://doi.org/10.2143/ARAM.7.2.2002231
  • Schmitz, P. C. (2012). The Phoenician Diaspora : Epigraphic and Historical Studies. Winona Lake, Ind: Eisenbrauns. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=508876
  • The Hebrew Bible. Vol. 1B: Pentateuch, former and latter prophets, , 2016
  • The Hebrew Bible. Vol.3: The writings Ketuvim, , 2019
  • The verbal system of biblical Hebrew : a new synthesis elaborated on the basis of classical prose, Joosten, J., 2012
  • W. Randall Garr, & Steven E. Fassberg. (2016). A Handbook of Biblical Hebrew. Eisenbrauns.
  • Watson, W. G. E. (1986). Classical Hebrew Poetry : A Guide to Its Techniques (Vol. [2nd ed]). Sheffield: Sheffield Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=243816

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A. Stewart-Sykes. (2001). From Prophecy to Preaching : A Search for the Origins of the Christian Homily. Brill.
  • Andersen, F. I., & Forbes, A. D. (2012). Biblical Hebrew Grammar Visualized. Winona Lake, Ind: Eisenbrauns. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=454226
  • Collins, J. J. (2016). The Apocalyptic Imagination : An Introduction to Jewish Apocalyptic Literature (Vol. Third edition). Grand Rapids, Michigan: Eerdmans. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1229511
  • Friedberg, N., & Dresher, B. E. (2006). Formal Approaches to Poetry : Recent Developments in Metrics. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=209840
  • Harrelson, W. J. (1994). ’The Anchor Bible Dictionary’ : an encyclopedia of the ancient Near Eastern world. Journal of Biblical Literature, 113(2), 299–310. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsram&AN=edsram.000153017
  • Hühn, P. (2009). Handbook of Narratology. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=293649
  • Maine, H. S. (2017). Ancient Law. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1563849
  • Millard, A. R. ((Alan R. (1990). Israelite and Aramean history in the light of inscriptions (Vol. 41).
  • Saussure, F. de, & Harris, R. (2013). Course in General Linguistics. New York: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=654248
  • Studies in Aramaic inscriptions and onomastics. Vol.4: ., Lipinski, E., 2016
  • Vadim S. Jigoulov. (2016). The Social History of Achaemenid Phoenicia : Being a Phoenician, Negotiating Empires. Routledge.

Авторы

  • Лявданский Алексей Кимович
  • Хомченкова Варвара Валентиновна