Бакалавриат
2023/2024
Групповая динамика и коммуникации в профессиональной практике программной инженерии
Статус:
Курс обязательный (Программная инженерия)
Направление:
09.03.04. Программная инженерия
Кто читает:
Департамент программной инженерии
Где читается:
Факультет компьютерных наук
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Белова Наталья Сергеевна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Сейчас ни для кого не секрет, что рынок труда меняется быстрее, нежели чем 30-40 лет назад. Это обусловлено стремительным ростом технологий и увеличением количества знаний и навыков. Особо заметен рост в сфере информационных технологий (ИТ), где прогресс не стоит на месте, и примерно каждые полгода появляется нечто кардинально новое. Вышеописанные факторы приводят к тому, что одному человеку практически невозможно добиться хорошего результата. На текущий момент ни один полноценный программный продукт не был написан кем-то в одиночку. И потому в индустрии разработки ПО навыки командной работы становятся критическими факторами успеха. Как следствие этого, обучение студентов ИТ-специальностей навыкам организации совместной деятельности необходимо и как актуальная потребность, диктуемая работодателем, и как конкурентное преимущество. В рамках образовательной программы «Программная инженерия» факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, изучение аспектов командного взаимодействия и разработки ПО реализуется на 2 курсе бакалавриата в рамках авторского курса «Групповая динамика и коммуникации в профессиональной практике программной инженерии». Ядро дисциплины – сквозной учебный проект по разработке ПО, выполняемый командами студентов (3-5 человек) и решающий нужды конкретного заказчика. Целью учебного проекта в данной дисциплине являются прохождение студентов через жизненный цикл разработки программного обеспечения, погружение в реальную практику и развитие комплекса ключевых компетенций. Наша миссия – сделать наших студентов конкурентоспособными на рынке труда за счет формирования у них целостного представления о состоянии, механизмах и основах продуктивной деятельности проектных команд в жизненном цикле разработки ПО.
Цель освоения дисциплины
- выработать навыки формирования и организации проектной команды и навыки использования командных методов работы
- научить планировать деятельность проектной команды, в первую очередь, планировать управление человеческими ресурсами и коммуникацию в проекте
- выработать навыки анализа и диагностики проблем эффективной работы проектных команд и определить способы совершенствования процессов управления
- дать возможность практического применения приобретенных знаний, умений, навыков и компетенций в профессиональной практике и деловом общении и получения опыта создания сплочённой высокопродуктивной команды
Планируемые результаты обучения
- Знать основные этапы в процессе командной разработки программного обеспечения
- Научиться планировать деятельность проектной команды, в первую очередь, планировать управление человеческими ресурсами и коммуникацию в проекте
- Применить приобретенные знания, умения, навыки и компетенции в профессиональной практике и деловом общении для создания сплочённой высокопродуктивной команды
- Уметь пользоваться инструментами для командной разработки программного обеспечения
Содержание учебной дисциплины
- Введение. Понятие проекта. Понятие заказной разработки. Особенности групповой (командной) разработки.
- Групповые коммуникации. Мозговой штурм. Обратная связь. Питчинг идей.
- Особенности заказной разработки. Выстраивание взаимодействия с заказчиком. Извлечение требований. Методы извлечения требований. Анкетирование. Интервью. Анализ полученных требований.
- Спецификация требований. Написание ТЗ. Планирование Разработки. Техники оценки задач. Диаграмма Ганта. Сетевое планирование.
- Методологии разработки – Waterfall, Agile, Scrum, Scrumban. Распределённая система управления версиями Git.
- UX/UI проектирование . Типы прототипов. Инструменты. Разработка пользовательского интерфейса. Принципы расположения элементов интерфейса. Хорошие практики. Карта экранов.
- Разработка презентации с учетом правил размещения текста и объектов на экране, а так же принципов цветовосприятия
Элементы контроля
- Домашние заданияПосле каждого семинара студенческим командам предлагается выполнить домашнее задание на закрепление материала, который был представлен на лекции и семинаре. Домашнее задание представляет собой выполнение определенных действий над проектом (извлечение, анализ и формализация требований, проведение сравнительного анализа, разработка плана проекта и т.п.), ИСПОЛНИТЕЛЕМ которого является команда.
- Техническое заданиеКоманда готовит документ "Техническое задание" по тому проекту, по которому она является ИСПОЛНИТЕЛЕМ. Техническое задание разрабатывается согласно ГОСТ 19.201-78
- НормоконтрольДля повышения качества написания ТЗ, в рамках дисциплины команда-ЗАКАЗЧИК проводят нормоконтроль представленного командой-ИСПОЛНИТЕЛЕМ Технического задания.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 1 модульОценка за текущий контроль Н (накопленная) учитывает результаты работы студента в модуле и формируется по десятибалльной шкале как взвешенная сумма полученных оценок текущего контроля с учетом арифметических правил округления до 2 знака после запятой, по формуле: $$Н=0.35*ТЗ+0.5*ДЗ+0,15*НК$$, где ТЗ – оценка за документ «Техническое задание». ДЗ – общая оценка за домашние задания в модуле, считается как среднее арифметическое всех ДЗ, с округлением, в сторону большего, до 4 знака после запятой. НК – оценка за проведенный нормоконтроль командой-заказчиком документа «Техническое задание», представленного командой-исполнителем. Оценка за итоговый контроль (экзамен) Э выставляется по десятибалльной шкале с учетом арифметических правил округления до 2 знака после запятой. Допустимо получение разных оценок участниками внутри одной команды. Дополнительный балл (один) за итоговый контроль Э можно получить за выступление команды с данным проектом на конференции или если проект имеет полную или частичную программную реализацию. При этом полученная оценка Э не может превышать 10 баллов. Итоговая оценка И вычисляется с учетом арифметических правил округления до целого числа баллов по формуле: И = 0.6*Н + 0.4*Э