Магистратура
2023/2024
Доказательный подход для исследователей и практиков в образовании
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Управление в высшем образовании)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Управление в высшем образовании
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
42
Программа дисциплины
Аннотация
Курс “Доказательный подход для исследователей и практиков в образовании” предназначен для обучения двух групп слушателей: тех, кто будет проектировать и проводить исследования самостоятельно, и тех, кто будет пользоваться их результатами, опираться на данные при принятии решений. Курс учит навыкам проектирования, проведения, интерпретации исследований в образовании. В курсе уделяется внимание роли доказательного подхода, преимуществам принятия решений на основе информации. Дальнейшее обучение методам проведения исследований строится сквозь призму формирования информационной базы для принятия решений, оценки эффективности и других задач в сфере образования.Освоение данного курса позволит сформировать у слушателей навыки доказательного подхода, освоить принципы проектирования исследований, качественные и количественные методы сбора данных, а также основные принципы интерпретации данных. В ходе курса слушатель постепенно разворачивает стратегию ответа на исследовательский вопрос, последовательно осваивая конкретные научные методики (фокус-группы, интервью, онлайн-опросы и др.) и в результате покидает курс с готовым к запуску прототипом исследования.
Цель освоения дисциплины
- Ориентация в качественных и количественных исследованиях для принятия решений в образовании
Планируемые результаты обучения
- Умение рассматривать социологический опрос в рамках методологического подхода «общей ошибки исследования» (total survey error). Знание ошибок охвата, выборки, неответов и измерения.
- Знание общих схем хода научного исследования.
- Иметь представление о базовых принципах научных, научно-практических и учебных исследованиях, а также об их общих и специфических особенностях;
- Реализовывает качественные исследования с помощью метода фокус-группы и интервью.
- Студент умеет проводить качественные исследования целевой группы
- различает количественные и качественные исследования
Содержание учебной дисциплины
- Модуль 1. Доказательный подход в образовании и доказательная база для принятия решений
- Модуль 2. Качественные исследования в социальных науках и образовании
- Модуль 3. Опросные методы исследования
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 3rd module0.05 * Активность на занятиях + 0.2 * Дайджест + 0.4 * Дизайн исследования + 0.2 * Портфель методов + 0.15 * Форум
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Designing effective web surveys, Couper, M. P., 2008
- Исследование по сравнительному образованию : подходы и методы, , 2019
- Качественные методы. Полевые социологические исследования, Штейнберг, И. Е., 2009
Рекомендуемая дополнительная литература
- Constructing grounded theory : a practical guide through qualitative analysis, Charmaz, K., 2006
- Как люди отвечают на вопросы : применение когнитивного анализа в массовых обследованиях, Садмен, С., 2003
- Основы формирования выборки : лекции для студентов направления 521200 - Социология (пятая ступень высш. проф. образования), Чуриков А. В., 2005