• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Академическая профессия и академические контракты

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Управление в высшем образовании)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 2-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Управление в высшем образовании
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 42

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предназначен для административных и управленческих работников в сфере науки и высшего образования (сотрудники университетов, НИИ, издательств, грантовых фондов, министерств и ведомств). В нем рассматриваются актуальные подходы к оценке науки и научных публикаций, важные для развития исследовательских университетов и научных организаций России и мира (наукометрия и ее ограничения, конфигурации научной коммуникации, фундаментальные изменения в сфере научно-издательского бизнеса и режимов доступа к научным результатам, новые ИИ-технологии и подходы к экспертизе, дизайн систем учета и стимулирования публикаций и т.д.) в их взаимосвязи с управлением кадрами и публикационной активностью.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение современными подходами и инструментами прикладной оценки науки и научных публикаций, получение практико-ориентированных представлений об актуальных тенденциях развития научных публикаций и research evaluation для развития науки в российских организациях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные принципы оценки науки с учетом предметной, региональной и прочей специфики, основные подходы к оценке авторов, журналов и организаций в мире и в России
  • Знать основные характеристики современных научных публикаций и подходы к их оценке, возможности и ограничения наукометрии и peer review (содержательной экспертизы)
  • Знать основные тенденции изменения системы научных коммуникаций (открытый доступ к данным и метаданным, новая экономика издательского дела, новые инструменты генерации и анализа научных текстов, в т.ч. возможности и риски применения искусственного интеллекта в этой области)
  • Владеть инструментами и методиками прикладной оценки публикаций, ученых и организаций (базы данных, метрики и т.д.) и навыками выбора наиболее подходящих из них для конкретных задач, возникающих в управлении наукой и образованием в российских университетах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Научные публикации и не только: разнообразные научные результаты как объекты оценки
  • Истоки, смысл и последствия применения наукометрии
  • Индикаторы как оружие наукометриста: знакомимся с арсеналом
  • Многообразие наукометрических баз: жизнь после Scopus и Web of Science
  • Оценка научных журналов: не только импакты и квартили
  • Наукометрия и экспертиза в оценке ученых, авторов и их проектов
  • Наукометрия и экспертиза в оценке университетов
  • Изменение принципов и практик оценки науки в мире и борьба с примитивной наукометрией
  • Открытый доступ и смена парадигмы научной коммуникации
  • Российская специфика оценки науки и выбор публикационной стратегии для автора, журнала, организации
  • Организация учета и анализа публикаций университета. Подходы к дизайну стимулирующих и аттестационных инструментов
  • Искусственный интеллект и его влияние на науку и публикации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Задание
  • неблокирующий Итоговая аттестация
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.7 * Задание + 0.3 * Итоговая аттестация
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Розовски, Г. (2014). Исследовательские Университеты: Американская Исключительность? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6E13F3AB

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Панова, А. А., & Юдкевич, М. М. (2013). Tenure system in universities: Models and explanations ; Система постоянного найма в университете: модели и аргументы.