Бакалавриат
2023/2024
Российская экономика: финансовые рынки, рынок труда и общественный сектор
Статус:
Курс по выбору (Экономика и бизнес (очно-заочное обучение))
Направление:
38.03.01. Экономика
Где читается:
Факультет экономики НИУ ВШЭ (Нижний Новгород)
Когда читается:
2-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
42
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Николаева Татьяна Павловна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин. Для подготовки бакалавров по направлению «Экономика» настоящая дисциплина является базовой. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: История экономических учений; Математическая статистика; Микроэкономика; Макроэкономика. Целями освоения дисциплины «Российская экономика» являются: дать представления о современном состоянии российской экономики; сформировать комплексное восприятие процесса исторического развития российской экономики и общества.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Российская экономика» являются: - дать представления о современном состоянии российской экономики; - сформировать комплексное восприятие процесса исторического развития российской экономики и общества. Выполнение поставленных целей требует соответствующих исторических экскурсов для систематизации факторов определяющих логику социально-экономического развития страны на разных его этапах, что позволит продемонстрировать преемственность проблем российской экономики в условиях различных экономических систем.
Планируемые результаты обучения
- Знание о месте России в мировой экономике, ее специализации и связанных с этим проблемах для экономического роста
- Знание о месте России в мировой экономике, ее специализации и связанных с этим проблемах для экономического роста.
- Знание основных показателей бедности и неравенства,в России, особенностей российского среднего класса.
- Знание основных проблем в области здравоохранения, взаимосвязи между развитием этой сферы и экономическим развитием, смысла проводимых реформ и их возможных последствиях.
- Знание основных проблем в области обеспечения качества жизни населения, включая обеспеченность жильем и социальной инфраструктурой, представления об альтернативных моделях развития градостроительства и формирования рынка жилья.
- Знание основных проблем в области образования, взаимосвязи между образованием и проблемой социальной и экономической структуры, об основных моделях реформирования системы образования, их возможных последствиях.
- Знание особенностей российской бюджетной системы, её развития с начала 2000-х гг., проблем российской бюджетной политики и причин их возникновения.
- Знание проблем. стоящих перед российской пенсионной системой , умение обосновывать основные направления их решения.
- Знание факторов, определяющих современное состояние экономического развития РФ
- Знания о причинах и механизмов формирования экономических дисбалансов в условиях плановой экономики и падение конкурентоспособности национальной экономики.
- Знания о современном уровне социально-экономического развития России, как в абсолютных, так и в относительных показателях, включая место России в различных международных рейтингах.
- Получение знаний о причинах и масштабах структурных и социальных изменений в период трансформационного спада и их влияния на тенденции экономического развития России
- Получение слушателями представлений об исторических особенностях формирования экономики России, об "эффектах колеи" в части территориального развития, развития инфраструктуры, формирования институтов.
- Понимание слушателями тех объективных и субъективных факторов, которые предопределили необходимость отказа от плановой системы и перехода к рынку, причин выбора конкретной модели проведения рыночных реформ.
Содержание учебной дисциплины
- Экономическая история России.
- Переход от планово-административной системы к рыночной экономике.
- Современное состояние и тенденции в развитии экономики России.
- Социальные проблемы и экономический рост. Региональные аспекты развития.
- Финансовый сектор.
- Актуальные проблемы экономики России и альтернативные пути их решения.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 3 модульОценка за курс = K*БО, где: БО - базовая оценка за курс – оценка за прохождение онлайн-курса «Российская экономика» К – коэффициент результативности итогового тестирования. Итоговое тестирование проводится в онлайн формате на платформе по выбору преподавателя (MS Teams, Google forms, иное). Итоговое тестирование состоит из 10 закрытых вопросов по курсу «Российская экономика», время выполнения – 20 минут. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл, максимальное количество баллов за итоговое тестирование – 10 баллов. Тестирование не является экзаменом, проводится на последней неделе до начала сессии, пересдача не предусмотрена. К = 1, если оценка за итоговое тестирование 8-10 баллов K = 0.9, если оценка за итоговое тестирование 6-7 баллов К=0.7, если оценка за итоговое тестирование 4-5 баллов К=0.5, если оценка за итоговое тестирование 1-3 балла К=0.4, оценка за итоговое тестирование 0 баллов, в том числе в случае неявки.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ : курс лекций, Ясин, Е. Г., 2002
- Российская экономика. Кн.2: Настоящее и перспективы после реформ, , 2019
Рекомендуемая дополнительная литература
- Долгое время : Россия в мире: очерки экономической истории, Гайдар, Е., 2005
- Экономика неплатежей: Как и почему мы будем жить завтра, Делягин, М. Г., 1997