• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Российская экономика: финансовые рынки, рынок труда и общественный сектор

Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 2-й курс, 3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 42
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин. Для подготовки бакалавров по направлению «Экономика» настоящая дисциплина является базовой. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: История экономических учений; Математическая статистика; Микроэкономика; Макроэкономика. Целями освоения дисциплины «Российская экономика» являются: дать представления о современном состоянии российской экономики; сформировать комплексное восприятие процесса исторического развития российской экономики и общества.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Российская экономика» являются: - дать представления о современном состоянии российской экономики; - сформировать комплексное восприятие процесса исторического развития российской экономики и общества. Выполнение поставленных целей требует соответствующих исторических экскурсов для систематизации факторов определяющих логику социально-экономического развития страны на разных его этапах, что позволит продемонстрировать преемственность проблем российской экономики в условиях различных экономических систем.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание о месте России в мировой экономике, ее специализации и связанных с этим проблемах для экономического роста
  • Знание о месте России в мировой экономике, ее специализации и связанных с этим проблемах для экономического роста.
  • Знание основных показателей бедности и неравенства,в России, особенностей российского среднего класса.
  • Знание основных проблем в области здравоохранения, взаимосвязи между развитием этой сферы и экономическим развитием, смысла проводимых реформ и их возможных последствиях.
  • Знание основных проблем в области обеспечения качества жизни населения, включая обеспеченность жильем и социальной инфраструктурой, представления об альтернативных моделях развития градостроительства и формирования рынка жилья.
  • Знание основных проблем в области образования, взаимосвязи между образованием и проблемой социальной и экономической структуры, об основных моделях реформирования системы образования, их возможных последствиях.
  • Знание особенностей российской бюджетной системы, её развития с начала 2000-х гг., проблем российской бюджетной политики и причин их возникновения.
  • Знание проблем. стоящих перед российской пенсионной системой , умение обосновывать основные направления их решения.
  • Знание факторов, определяющих современное состояние экономического развития РФ
  • Знания о причинах и механизмов формирования экономических дисбалансов в условиях плановой экономики и падение конкурентоспособности национальной экономики.
  • Знания о современном уровне социально-экономического развития России, как в абсолютных, так и в относительных показателях, включая место России в различных международных рейтингах.
  • Получение знаний о причинах и масштабах структурных и социальных изменений в период трансформационного спада и их влияния на тенденции экономического развития России
  • Получение слушателями представлений об исторических особенностях формирования экономики России, об "эффектах колеи" в части территориального развития, развития инфраструктуры, формирования институтов.
  • Понимание слушателями тех объективных и субъективных факторов, которые предопределили необходимость отказа от плановой системы и перехода к рынку, причин выбора конкретной модели проведения рыночных реформ.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Экономическая история России.
  • Переход от планово-административной системы к рыночной экономике.
  • Современное состояние и тенденции в развитии экономики России.
  • Социальные проблемы и экономический рост. Региональные аспекты развития.
  • Финансовый сектор.
  • Актуальные проблемы экономики России и альтернативные пути их решения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий выполнение тестов после каждой онлайн-лекции курса
  • неблокирующий итоговый тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    Оценка за курс = K*БО, где: БО - базовая оценка за курс – оценка за прохождение онлайн-курса «Российская экономика» К – коэффициент результативности итогового тестирования. Итоговое тестирование проводится в онлайн формате на платформе по выбору преподавателя (MS Teams, Google forms, иное). Итоговое тестирование состоит из 10 закрытых вопросов по курсу «Российская экономика», время выполнения – 20 минут. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл, максимальное количество баллов за итоговое тестирование – 10 баллов. Тестирование не является экзаменом, проводится на последней неделе до начала сессии, пересдача не предусмотрена. К = 1, если оценка за итоговое тестирование 8-10 баллов K = 0.9, если оценка за итоговое тестирование 6-7 баллов К=0.7, если оценка за итоговое тестирование 4-5 баллов К=0.5, если оценка за итоговое тестирование 1-3 балла К=0.4, оценка за итоговое тестирование 0 баллов, в том числе в случае неявки.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ : курс лекций, Ясин, Е. Г., 2002
  • Российская экономика. Кн.2: Настоящее и перспективы после реформ, , 2019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Долгое время : Россия в мире: очерки экономической истории, Гайдар, Е., 2005
  • Экономика неплатежей: Как и почему мы будем жить завтра, Делягин, М. Г., 1997

Авторы

  • Кузнецов Борис Викторович
  • Пеникас Генрих Иозович
  • Агамирова Мария Евгеньевна
  • Шагалов Игорь Львович
  • Орлова Юлия Александровна
  • Николаева Татьяна Павловна
  • Гасс Татьяна Александровна
  • Авдашева Светлана Борисовна