• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Создание стоимости в экономике знаний: особенности технологических экосистем, капитала, институтов

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Общеуниверситетский факультатив
Кто читает: Школа финансов
Когда читается: 1-3 модуль
Охват аудитории: для всех
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Практико-ориентированный междисциплинарный курс. Основан на синтезе понятийного аппарата теории отраслевых рынков, экономики и финансов фирмы, финансовых институтов, менеджмента, управления инновационным и технологическим развитием, экономики и технологии отраслей, экономической антропологии, экономической социологии, психологии индивидуального и коллективного социального и экономического поведения. Посвящен практическим и теоретическим аспектам экономики знаний, предпосылкам ее возникновения в ходе эволюции экономических формаций и технологических укладов с точки зрения следующих проблем:•технологические предпосылки поэтапного снижения входных барьеров•отраслевая структура и экономика отраслей в традиционных экономических формациях•формирование отраслевой структуры экономики знаний•хозяйственный механизм постиндустриальной экономики, финансовой системы и денежного обращения•структура и участники технологической экосистемы в ключевых странах, разновидности технологических экосистем с точки зрения природы конкурентных преимуществ и недостатков•конкурентные преимущества и недостатки России и ее регионов, ключевых стран и регионов мира при различных формациях и в экономике знаний•организация социального и транзакционного взаимодействия при различных формациях и в экономике знаний•экономически значимые поведенческие установки различных человеческих сообществ и когнитивные архетипы, их преимущества и недостатки при различных формациях и в экономике знаний•структура и экономика города при различных формациях и в постиндустриальной экономике•системы корпоративного и публичного управления при различных формациях и в экономике знанийВ ходе отбора при овербукинге предпочтение отдается студентам специальностей по направлениям экономики, менеджмента, инженерно-технических и естественных наук Московского кампуса НИУ ВШЭ, затем студентам аналогичных специальностей вузов г. Москвы; обеспечивается сбалансированный микс из студентов экономико-управленческого и инженерно-технического профиля
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение студентами практическими и теоретическими знаниями о характерных точках зарождения и хозяйственном механизме постиндустриальной экономики (экономики знаний), экономических и неэкономических признаках отдельного хозяйствующего субъекта этой формации, экономических и неэкономических отличиях этой формации от предшествующих и их типичных хозяйствующих субъектов, способах использования указанных точек в интересах развития экономики, общества, личности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть навыками презентации конкурентных преимуществ и недостатков, места некоторого субъекта создания ценности – коммерческой или некоммерческой организации, отрасли, института, социальной страты, профессии, города, региона, страны и т.п. – в экономике знаний с раскрытием полной карты технологических, демографических, социально-поведенческих, институциональных факторов и человеческих ресурсов
  • Знать закономерности формирования отраслевой структуры экономики знаний
  • Знать отраслевую структуру и общую характеристику экономики отраслей традиционных экономических формаций
  • Знать технологические предпосылки поэтапного снижения входных барьеров в ходе эволюции экономических формаций
  • Знать характеристику хозяйственного механизма постиндустриальной экономики, финансовой системы и денежного обращения
  • Уметь формулировать междисциплинарные цепочки причинно-следственных связей, устанавливать точки стыковки экономических и неэкономических факторов при характеристике конкурентных преимуществ и недостатков хозяйствующих субъектов различных отраслей и типов, центров исследований и разработок, географических локаций и стран при всех экономических формациях и технологических укладах с акцентом на их перспективы в экономике знаний
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
  • Совокупность неотделимых факторов, ограничивающих выбор модели роста, их структурные последствия для экономики России, безальтернативность перехода к экономике знаний
  • Обсуждение темы занятия 2
  • Типы взаимодействия в человеческих сообществах и их трансформация как ключевой фактор экономического роста
  • Зависимость моделей экономического роста глобальных лидеров от сложившихся типов сообществ
  • Типичные для России экономически значимые социальные уклады
  • Влияние сознания, культуры и религии на экономическое поведение
  • Обсуждение тем занятий 4 – 7
  • Технологическая экосистема и распределенные цепочки кооперации как наиболее совершенный из известных типов сообществ, объединенных созданием стоимости
  • Догоняющее и опережающее развитие: технологический уклад и модель общественной организации
  • Город как площадка постиндустриальной экономики и общества
  • Брейнсторминг по технологическим экосистемам
  • Многозвенное машиностроение как сложная форма научно-производственной кооперации
  • Симпозиум по технологической экспертизе
  • Модель преобразования капитальных затрат в операционные как фактор снижения входного барьера на рынок и эгалитарности потребления. Бренд как инструмент глобализации потребительского рынка
  • Симпозиум по отраслям b2c
  • Создание стоимости в энергетическом секторе в условиях депрессивной ценовой конъюнктуры
  • Транспорт, инфраструктура и интеграционные проекты вокруг России
  • Семинарские занятия по особенностям создания стоимости в различных отраслях
  • Семинар по организационному развитию
  • Реформы и управление реформами
  • Обсуждение темы занятия 24 и курса в целом
  • Итоговый симпозиум
  • Интервью с преподавателем
  • Закрытое собеседование
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация
    Устные презентации студенческих команд в рамках занятий. Требования к презентации: раскрыть конкурентные преимущества и недостатки, место некоторого субъекта создания ценности – коммерческой или некоммерческой организации, отрасли, института, социальной страты, профессии, города, региона, страны и т.п. – в экономике знаний с полной картой технологических, демографических, социально-поведенческих, институциональных факторов и человеческих ресурсов.
  • неблокирующий Аудиторная активность
    Общая аудиторная активность в течение всего курса по совокупности посещений, количества и качества высказанных суждений, вопросов и ответов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.95 * Аудиторная активность + 0.05 * Презентация
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • The logic of collective action : public goods and the theory of groups, Olson, M., 1974

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Институциональная экономика : новая институциональная экономическая теория: учебник для вузов, , 2006
  • Стимулы, парадоксы, провалы : город глазами экономистов, , 2015
  • Экономика всего : как институты определяют нашу жизнь, Аузан, А., 2017

Авторы

  • Мошиашвили Михаил Михайлович