2023/2024





Психология системного мышления
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Общеуниверситетский факультатив
Кто читает:
Департамент медиа
Когда читается:
3 модуль
Охват аудитории:
для всех
Преподаватели:
Кудрявцева Елена Игоревна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Основной целью курса является расширение общегуманитарного кругозора, обеспечивающего развитие способностей к анализу разнородных явлений. Так как базовым умением профессионала любой сферы является способность к формированию непротиворечивых описаний объектов и явлений, с которыми он работает, навык создания и использования подобных описаний и развитых на их основе концептуальных представлений является критическим, особо востребованным. В условиях роста потоков информации и сосуществования противоречивых данных специалисту необходимо не только уметь работать с неконгруэнтными сведениями, но и находить пустоты, не заполненные данными, области, отсутствие информации в которых не позволяет сформировать целостную картину того или иного явления. Именно обнаружение таких пустот и понимание принципов их заполнения позволяет специалисту становиться экспертом в своей профессиональной области. Это важно и в сфере гуманитарного знания, и в точных и в естественных науках, и в управленческой практике, и в обычной жизни. Прежде, чем осваивать приемы риторики и техники аргументации, специалист должен быть вооружен системой четких, целостных и внутренне непротиворечивых представлений о тех явлениях, интерпретацию которых он намерен отстаивать. В рамках дисциплины предполагается освоение когнитивных методов работы с объектами любой природы, практикум технологий системного мышления в применении к решению теоретических, прикладных и практических задач.
Цель освоения дисциплины
- Цель освоения дисциплины: Развитие навыков формирования системных представлений о явлениях естественной, социальной и искусственной природы, умений анализировать и прогнозировать их развитие, техник и приемов построения системных описаний.
Планируемые результаты обучения
- Знание и умение адекватно использовать соответствующую терминологию
- Знание ключевых концепций и теорий формирования знания, моделей формулирования знания
- Понимание актуальных и перспективных задач сбора, анализа, и переформулирования информации, получаемой из разных источников
- Понимание основных трендов развития знания как систематизированных концептуальных представлений
- Умение анализировать явления любой природы с целью формирования системной картины явления, доступной к использованию в профессиональной коммуникации
- Умение прогнозировать развитие анализируемых явлений и формировать альтернативные сценарии такого развития
- Умение формулировать гипотезы о свойствах и характеристиках недостающей информации, умение ставить задачи по ее выявлению
- Умение ясно доносить свою позицию, аргументированно отставить собственную точку зрения и противостоять воздействию несистематизированной аргументации
Содержание учебной дисциплины
- Системный подход и концептуальное знание
- Системные описания явлений
- Критерии построения системных описаний
- Избыточность и дефицитность знания
- Системные описания на службе практики
- Системный подход в научном исследовании
Элементы контроля
- Активность на занятияхСтуденты на занятиях обсуждают кейсы, предложенные преподавателем. Участие в обсуждениях оценивается в баллах, баллы за все занятия суммируются, максимально возможная сумма составляет 10 баллов
- Домашнее заданиеСтудент выполняет задание по решению задачи / разбору теста / формулировке подхода на тему прошедшего семинара
- Самостоятельная письменная работаИспользуя принципы формирования системных описаний провести моделирование знаний по теме собственного исследования (курсовой, ВКР, статьи)
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 3 модуль0.2 * Активность на занятиях + 0.4 * Домашнее задание + 0.4 * Самостоятельная письменная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Карпов, А. В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Карпов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 155 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10035-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/430909 (дата обращения: 28.08.2023).
- Карпов, А. В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности : учебное пособие для вузов / А. В. Карпов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 155 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10035-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453131 (дата обращения: 27.08.2024).
- Кашапов, М. М. Формирование профессионального творческого мышления : учебное пособие для вузов / М. М. Кашапов, А. С. Кашапов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 124 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13290-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457407 (дата обращения: 27.08.2024).
- Спиридонов, В. Ф. Психология мышления. Решение задач и проблем : учебное пособие для вузов / В. Ф. Спиридонов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 323 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08295-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450244 (дата обращения: 27.08.2024).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Arnold, R. D., & Wade, J. P. (2015). A Definition of Systems Thinking: A Systems Approach. https://doi.org/10.1016/j.procs.2015.03.050