• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Введение в европейскую культуру: основные понятия, исторические вехи, визуальные образы

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Аннотация дисциплиныВ наше время, когда фактические, частные данные – даты, имена, локации – доступны, как никогда, особенно важной представляется возможность комплексно понять и оценить глобальные механизмы, влияющие на историю человеческого общества и культуры. В ходе курса мы рассмотрим основные этапы и ключевые понятия европейской культуры от древности до 20 в. и научимся находить ответ на неожиданные и увлекательные вопросы. Что такое идея Рока в культуре Древней Греции (спойлер: это очень логичная теория)? Почему именно при Перикле афинянам удалось то, что не получилось потом больше ни у кого и никогда? В чём секрет долговечности и эффективности наследия Римской цивилизации? Почему Готическую архитектуру и живопись Барокко сложно понять без представления о философии Платона? Почему великий Данте был человеком и Средневековья, и Возрождения? Откуда взялись средневековые рыцари, и кто они вообще такие – агрессивные варвары или благородные защитники веры, вдов и сирот (спойлер: и то, и другое)? В чём состояла главная задача европейского Ренессанса (спойлер: у них не очень получилось задуманное, хотя всё равно красиво)? Почему у голландцев в 17 в. самая лучшая живопись (спойлер: очень важна высокая самооценка!)? Почему изысканный XVIII век кончился революционным террором (спойлер: горе от ума)? Что такое Романтизм в искусстве и литературе (спойлер: это не про любовь и романтику, но тоже интересно)? Какую роль в истории искусства сыграла живопись импрессионистов? На эти и многие другие интересные вопросы мы ответим в ходе курса «Введение в европейскую культуру: основные понятия, исторические вехи, визуальные образы».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Введение в европейскую культуру: основные понятия, исторические вехи, визуальные образы» являются: • знакомство студентов с основами истории европейской культуры, понимаемой как органичная часть общего исторического процесса, включающего в себя политические, экономические, социальные, религиозно-культурные компоненты • получение представлений об основных понятиях и периодизации истории европейского искусства и литературы • знакомство студентов с периодизацией истории европейской культуры с древнейших времен до наших дней • изучение основ христианства и иудаизма, ценности которых стали основами европейской цивилизации
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать всемирную историю на уровне программы средней общеобразовательной школы;
  • Овладеть знанием мировой художественной культуры на уровне программы средней общеобразовательной школы;
  • Владеть навыком поиска и анализа научной литературы по заданной теме
  • Уметь формулировать собственное суждение на основании проанализированной литературы
  • Иметь представление об основных понятиях европейской культуры и ее составляющих – религии, изобразительного искусства и архитектуры, литературы
  • Знать основные этапы, понятия и знаковые имена европейской культуры на разных этапах её развития, овладеть базовой терминологией
  • Уметь ориентироваться в истории европейской культуры и искусства
  • Овладеть навыками аналитического мышления для формирования целостного взгляда на историю культуры как часть общего исторического процесса
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Введение. Древний Восток. 1. 1 Введение.
  • 1.2 Чем мы обязаны шумерам, аккадцам и вавилонянам, а также египтянам?
  • Раздел 2. Классическая Античность 2.1 Греция
  • 2.2 Рим
  • 2.3 Крито-Микенская цивилизация: великолепная загадка. Архаический период греческой культуры.
  • 2.4 Классическая Греция: «Греческое чудо», или чего можно достичь с помощью демократии.
  • 2.5 Эллинизм: как «примиритель вселенной» Александр заставил всех «испить из одной и той же чаши».
  • 2.6 Республиканский Рим и его идеалы: как государство стало божеством
  • 2. 7 Императорский Рим. Памятники, лица, судьбы.
  • Раздел 3: Иудаизм и христианство: два корня европейской культуры. Раннехристианское искусство и культура Византии.
  • 3.2 Раннее Христианство: в подполье Римской империи и на службе у государства
  • 3.3 Византия и ареал её культурного влияния: Римская империя на Востоке.
  • Раздел 4. Средние века в Европе
  • 4.2 Северное Возрождение.
  • Раздел 5. Возрождение и путь к Новому Времени.
  • 5.2 Высокое Возрождение. Гармония и её распад
  • 5.3 16 век: большой перелом в европейской истории. Век титанов. Реформация.
  • Раздел 6. Европейская культура в 17-18 вв.: конец «Старого Порядка»
  • 6.2 Просвещение и Рококо: как из «Энциклопедии» получилась Французская Революция.
  • 6.3 Конец Старого Режима и эпоха Наполеона: того ли добилась Революция?
  • Раздел 7. Русская культура 18-19 вв.
  • Раздел 8. Европейская культура после Французской революции и до конца «Большого 19 века».
  • 8.2 Начало модернизма в европейской культуре
  • 8.3 На пути к Авангарду
  • Раздел 9. 20 век.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест после первых пятнадцати лекций
  • неблокирующий Активное участие во время занятий
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.15 * Активное участие во время занятий + 0.15 * Тест после первых пятнадцати лекций + 0.7 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Искусство раннего Средневековья, Нессельштраус, Ц. Г., 2000
  • Тайлор, Э. Б. Первобытная культура. Исследования развития мифологии, философии, религии, искусства и обычаев / Э. Б. Тайлор , перевод с английского А. Лотменцев. — Москва : Академический Проект, 2020. — 627 с. — ISBN 978-5-8291-3535-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133199 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 60-е : мир советского человека, Вайль, П., 2001
  • Категории средневековой культуры, Гуревич, А. Я., 1984
  • Походы викингов, Гуревич, А. Я., 2005