• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Социология религии

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

Социологию религии в наши дни многие ученые считают «частной» или «отраслевой» дисциплиной. Этот взгляд основывается на удобном представлении об обществе как большом социальном образовании, в котором есть отдельные области или сферы, каждой из которых занимается специальная социология. Однако исторически религия не занимала место «одной из» областей социальной жизни, а в каком-то смысле если и не исчерпывала собой все главные совместные дела людей, то, во всяком случае, занимала центральное, доминирующее место. Социология, выступившая в ранний период своего становления как наследница европейской философии Просвещения и утопического социализма, как наука, противостоящая клерикализму и догматизму, должна была ответить на вопрос, как вообще возможно общество, если нет объединяющей всех религии. Современная социология возникла именно как социология религии (настолько же, насколько она была социологией экономики и права). Под влиянием социологии религии и, в свою очередь, оказывая на неё существенное воздействие, развивалась социальная и культурная антропология. Лишь постепенно социология религии приходит к своему нынешнему состоянию, но несколько крупных социологов также и в более близкое к нашим дня время посвящают религии важные труды. Можно сказать, что значение социологии религии в рамках социологии соответствует значению религии в обществе и что в последнее время оно снова возрастает. Данный курс фокусируется прежде всего на фундаментальных социологических концепциях. В рамках курса предполагается изучение классических трудов, определивших современное состояние дисциплины и, в сравнительно меньшем объёме, стандартных, широко распространённых подходов к ней как отраслевой науке. Курс читается в течение двух модулей. В первом модуле даётся общий обзор теоретико-социологической проблематики в связи с социологией религии, рассматривается социология Конта как проект новой религии, а также критика религии и концепция отчуждения в марксизме. Центральное место в первом модуле занимает социология религии Эмиля Дюркгейма и дюркгеймианцев, прежде всего, Марселя Мосса. Религия для Дюркгейма —— в некотором роде сама социальная жизнь, лишь предстающая порой в других, не религиозных формах. Центральная фигура второго модуля – Макс Вебер, для которого религия – один из основных истоков предельной, смысложизненной мотивации человека. Именно с динамикой этой мотивации и ее столкновения с тем, что Вебер называл порядками мира, связано понимание генезиса капитализма и всей культуры модерна. Основное внимание будет уделено его аргументам в «Протестантской этике», «Хозяйственной этике мировых религий» и главе «Социология религии» в книге «Хозяйство и общество». В контексте Веберовских исследований будут кратко рассмотрены подходы Георга Зиммеля и Альфреда Шюца. Среди позднейших будут фигурировать такие авторы, как Питер Бергер и Никлас Луман.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения спецкурса «Социология религии» является ознакомление студентов с основными понятиями и философской проблематикой социологии религии, начиная с ее возникновения в русле общей социологии и антропологической критики религии, с особым акцентом на классические тексты.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоения дисциплины студент должен: знать: -- основные проблемы, понятия и положения социологии религии; -- главные философские, социологические и междисциплинарные труды, посвященные социологической трактовке религии; -- главные этапы в формировании современных подходов к религии; -- смысл и содержание дискуссий, ведущихся вокруг проблематики религии;
  • В результате освоения дисциплины студент должен: уметь: -- применять полученные знания для анализа философских и социологических текстов; -- разбираться в особенностях аргументации главных изучаемых в рамках курса авторов; -- работать с литературными, художественными и другими нефилософскими источниками, используя полученные знания для их анализа; -- вырабатывать и аргументированно доказывать собственную позицию в русле обсуждения этических и политических проблем в контексте социологии религии;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Религия как проблема общей социологии. Социология как большая теория и отраслевые социологии. Место социологии религии в системе социологического знания.
  • Тема 2. Позитивизм как философия науки. Религиозные амбиции раннего позитивизма. Гражданская религия Руссо и религия человечества Огюста Конта. 2 лк 1 см
  • Тема 4. Классическая социология религии. Проблема солидарности. Ранний социологический проект Дюркгейма. Правила социологического метода в познании религии. Роль религии в феномене самоубийства.
  • Тема 5. Поздний проект Дюркгейма. «Элементарные формы религиозной жизни». Религия и магия и проблема сакрального. Ритуалы, их формы и функции. Тотемизм. Основные философские вопросы в зеркале социологии религии.
  • Тема 6. Социология религии Макса Вебера. Общий очерк. Религия и экономика. «Протестантская этика и дух капитализма»: история возникновения, аргументы и споры.
  • Тема 7. «Хозяйственная этика мировых религий» Макса Вебера. Типология религий. Секуляризация и ведение жизни. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира. Война богов и новое язычество.
  • Тема 8. Социология религии Георга Зиммеля. Религия и религиозность. Философская проблематика религии как основа социологии. Религиозная психология и ее социологические последствия
  • Тема 9. Социология религии структурного функционализма. Общая социология Толкота Парсонса. Роль религии в организации системы действия. Парадигма четырех функций и роль религии в передаче культурных образцов. Религия и общество модерна. Эволюция современных обществ.
  • Тема 10. Феноменологическая социология религии. Социальное конструирование реальности в концепции Питера Бергера и Томаса Лукмана. «Священная завеса» П. Бергера как общесоциологическая концепция религии и модерна.
  • Тема 11. Функционалистская социология религии Никласа Лумана. Проблема контингенции. Перепад комплексности между системой и миром. Религия и феноменологическое понятие горизонта. Селективные интенции. Формула контингенции. Религия и смысл.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий посещаемость
    личное присутствие
  • блокирующий экзамен
    письменная работа по формк эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 2nd module
    Оценивается посещение занятий и эссе. Присутствие на всех занятиях принимается за 0.5, что соответствует 10 баллам. Присутствие на 1-м 2-хчасовом занятии дает 1/13 или 0.384 балла, на спаренном -- 0.077 балла. Таким образом, отсутствие на одном спаренном занятии понижает оценку до 9.23, округленно -- 9 баллов, на двух -- до 8,46 -- то есть 8 балов, и т.д. Вес оценки за посещение в общей оценке -- 0.3 Вес оценки за эссе -- 0.6.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 7 лекций по истории социологии : учеб. пособие для вузов, Гофман, А. Б., 1997
  • Halfpenny, P. (2014). Positivism and Sociology (RLE Social Theory) : Explaining Social Life. Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=835185
  • Luhmann, N. (1985). Society, Meaning, Religion——Based on Self-Reference. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.32B8CD67
  • Luhmann, N., & Kieserling, A. (2013). A Systems Theory of Religion. Stanford, California: Stanford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1519312
  • Бергер, П. (2012). Фальсифицированная секуляризация. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3E58313F
  • Избранное. Протестантская этика и дух капитализма, Вебер, М., 2013
  • История теоретической социологии : социология XIX века (профессионализация социально-научного знания), Давыдов, Ю. Н., 1998
  • Система современных обществ, Парсонс, Т., 1998
  • Филиппов, А., & Вебер, М. (2008). Основные Социологические Понятия. Социологическое Обозрение, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15743624
  • Шюц, А., & Корбут, А. (2003). О Множественности Реальностей. Социологическое Обозрение, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15751375
  • Эмиль Дюркгейм в России. Рецепция дюркгеймовской социологии в российской социальной мысли, Гофман, А. Б., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Luckmann, T. (1965). RELIGION, CULTURE AND SOCIETY: A Reader in the Sociology of Religion (Book). Journal for the Scientific Study of Religion, 5(1), 155–156. https://doi.org/10.2307/1384268
  • Luckmann, T. (1990). Shrinking Transcendence, Expanding Religion? SA: Sociological Analysis, 51(2), 127–138. https://doi.org/10.2307/3710810
  • Давыдов Ю. Н. (2011). С. Булгаков И М. Вебер. Экономика Образования, (3), 191. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.017885.14577146
  • Дюркгейм, Э., & Юдин, Г. (2013). Дуализм Человеческой Природы И Его Социальные Условия. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.297F3B16
  • ЗИММЕЛЬ Г. (1997). Проблемы Философии Истории. Философия и Общество, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16937757
  • Социология религии : учеб. пособие для вузов, Гараджа, В. И., 2005

Авторы

  • Филиппов Александр Фридрихович