2023/2024





Разработка и принятие управленческих решений
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент государственного администрирования
Когда читается:
2, 3 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Рубашкин Дмитрий Давидович
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс носит ознакомительный характер. Ключевыми понятиями, вводимыми в курсе, являются: управленческое решение, критерии и альтернативы решения, виды управленческих решений, подходы к принятию управленческих решений, проект, управленческая технология, программа развития образовательного учреждения, стратегия развития. А также: контур управления, объект управления, субъект управления, канал обратной связи, управляющее воздействие, целевая функция, оценка качества управления, переходный процесс, инновация, прогнозирование. Рассмотрение подходов и методов теории управления осуществляется на примере различных образовательных ситуаций, в том числе, известных студентам по собственной практической деятельности, а также на примере реальных управленческих кейсов.
Цель освоения дисциплины
- формирование у студентов общих представлений о теории управления и ее методологии применительно к задачам управления, возникающих в образовательных системах
Планируемые результаты обучения
- Анализирует основные тренды развития социальных систем (на примере системы образования)
- Дает представление о цифровизации образования, планировании переходных процессов
- Демонстрирует владение навыком командного взаимодействия при разработке управленческого решения административной командой
- Демонстрирует владение навыком применения проектного подхода при разработке управленческого решения
- Демонстрирует знания об основах менеджмента инноваций, методов анализа инновационных проектов, стадий инновационных проектов, оценки рисков
- Демонстрирует понимание необходимости совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень
- Демонстрирует представление о динамических процессах, развивающих в контуре управления, уровнях иерархии управления и распределении функций между ними
- Демонстрирует представление о менеджментах качества, его стратегических и тактических решениях применительно к образовательным системам
- Демонстрирует представление о программе развития образовательного учреждения
- Демонстрирует представление об управленческой технологии
- Демонстрирует представления о моделировании процессов управления, выявлении воздействий на объект управления и его ответных реакций
- Демонстрирует способность отстаивать свои позиции в профессиональной среде
- Интерпретирует теоретические конструкции принятия управленческих решений применительно к прикладной проблеме
- Применяет навык проектирования программы развития в соответствии с нормативными документами
- Применяет навык разработки технологии для реализации управленческого решения
- Проявляет способность принимать управленческие решения, оценивать их возможные последствия и нести за них ответственность
- Проявляет способность принимать управленческие решения, оценивать их возможные последствия и нести за них ответственность
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Концепции теории управления: сходства и различия технических и социальных систем управления.
- Тема 2. Управление как динамический процесс. Управление с обратной связью
- Тема 3. Основные положения менеджмента качества и принятие управленческих решений
- Тема 4. Управленческие решения в области инноваций
- Тема 5. Управление стратегированием системы образования
- Тема 6. Теория и практика разработки управленческих решений: история, основные научные подходы. Анализ условий при принятии управленческого решения.
- Тема 7. Проектный подход при принятии стратегического управленческого решения в рамках кадровой политики руководителя
- Тема 8. Выбор управленческой технологии для реализации стабилизационного решения руководителя образовательной организации
- Тема 9. Принятие управленческого решения в соответствии со стратегией развития учреждения. Программа развития учреждения как отражение стратегии управления руководителя
Элементы контроля
- Аудиторная работаПри участии в семинарских занятиях магистранты должны продемонстрировать знание современных тенденций при принятии управленческих решений, критерии и альтернативы решения, виды управленческих решений, подходы к принятию управленческих решений. Должны объяснять принципы и методы разработки программ развития образовательного учреждения. умение работать с информацией, включая поиск, отбор и анализ информации, умение работать с академическими статьями, навыки работы в команде, умение логически мыслить, навыки публичных выступлений и презентации.
- Домашнее задание
- Групповой проект
- Контрольная работа
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 3rd module0.4 * Аудиторная работа + 0.2 * Групповой проект + 0.2 * Домашнее задание + 0.2 * Контрольная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Асаул, А., Грахов, В., Коваль, О., & Рыбнов, Е. (2015). Теория И Практика Разработки Принятия И Реализации Управленческих Решений В Предпринимательстве (Монография). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.691F1C72
- Кузьминов, Я. И., Рудник, Б. Л., Фрумин, И. Д., Якобсон, Л. И., Волков, А. Е., & Реморенко, И. М. (2010). Russian Education in 2020: a Model of Education for Innovative Economy. Material for Discussion ; Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики. Материал для обсуждения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BDA6B590
Рекомендуемая дополнительная литература
- Болотов, В. (2005). О Построении Общероссийской Системы Оценки Качества Образования. Вопросы Образования, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15687944
- Болотов, В. А. (2010). Creating an all-Russian System for the Evaluation of the Quality of Education ; О построении общероссийской системы оценки качества образования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FC0EB7F
- Вершловский, С. Г. (2010). Портрет выпускника петербургской школы (опыт социально-педагогического исследования). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E129327E
- Груничева, И., Пинская, М., & Косарецкий, С. (2012). Поддержка Школ, Показывающих Низкие Образовательные Результаты, Как Часть Национальной Образовательной Политики. Обзор Мирового Опыта. Вопросы Образования, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15688435
- Днепров, Э. Д. (2010). Образовательный стандарт – инструмент обновления содержания общего образования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5BB89E65
- Разработка и принятие управленческих решений. : учебно метод. пособие, Казакова, Е.И., 2013
- С. Г. Вершловский. (2004). ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА ПЕТЕРБУРГСКОЙ ШКОЛЫ (опыт социально педагогического исследования). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BCC3DA21