2023/2024





Стратегическое управление в образовании: методология и кейсы проектных решений
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент государственного администрирования
Когда читается:
1, 2 модуль
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Прикот Олег Георгиевич
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина включает тематический комплекс, позволяющий сформировать у студентов компетенции, необходимые для стратегического управления образовательными системами и организациями. Изучение данной дисциплины позволит сформировать у магистрантов адекватные представления о феномене стратегического управления и типологии стратегий управления образованием и умение анализировать организационные образовательные феномены как системы. Практические занятия обеспечат освоение магистрантами навыков проектного менеджмента как инструмента стратегического управления образовательными системами и организациями и смогут вооружить магистрантов инструментами формирования проектных решений в контексте управленческой деятельности по реализации мульти - кейса «Национальный проект «Образование».
Цель освоения дисциплины
- - создать у слушателей представления о феномене стратегического управления и типологии стратегий управления образованием
- - сформировать у слушателей представление об образовательных экосистемах как о становящихся феноменах VUCA – образования
- - научить слушателей осуществлять системную идентификацию методологических оснований стратегирования VUCA– образования;
- - сформировать у слушателей представление об организационных образовательных феноменах, как о живых «мультиразумных» системах; организациях со слабыми связями, представление о распределенном проектном управлении, как о факторе их устойчивого поведения;
- - сформировать у слушателей понимание сущности распределенного управления в образовательной сфере, представления о субъектах и механизмах функционирования многоуровневой системы стратегического проектного управления в контексте реализации национального мультипроекта «Образование»;
- - обосновать системообразующую роль федерального проекта «Успех каждого ребенка» в контексте реализации национального проекта «Образование» как триггера становления экосистемной логики развития российского образования;
- - продемонстрировать слушателям специфику проявлений экосистемной логики становления современного образования в процессе исследования реальных образовательных мультикейсов;
- - обосновать идею феноменологического описания как основу методологии исследования процесса становления образовательных экосистем;
- - сформировать у слушателей навыки самостоятельного проведения гайд – исследования как процедуры, адекватной методологии феноменологиического описания.
Планируемые результаты обучения
- Владеет инструментарием определения готовности руководителей образовательных систем и организаций к проектному управлению.
- Владеет технологией «проектного офиса» на различных уровнях управления образованием, способен проектировать механизмы диссеминации проектных продуктов, исходя из специфики уровней управления образованием и направлений реализации национального проекта «Образование»
- Владеет технологией «проектного офиса» на различных уровнях управления образованием.
- Демонстрирует понимание сущности проектного управления образовательными системами и организациями на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, институциональном, персональном.
- Демонстрирует способность выбирать целесообразные форматы и методы исследований, обработки и представления исследовательских результатов в области управления образованием;
- Демонстрирует способность использовать базовые типологии управленческих стратегий при выработке рамки собственного стратегического поведения
- Демонстрирует способность конструировать и реализовывать механизмы диссеминации
- Демонстрирует способность осознавать риски деятельности по внедрению изменений, уметь оперативно разрабатывать и реализовывать программу по их преодолению.
- Демонстрирует способность понимать значение доказательной образовательной политики для выработки и реализации стратегических решений на всех пяти уровнях управления образованием – от федерального до персонального
- Демонстрирует способность принимать управленческие решения по определению стратегии системно -организационного развития в контексте многоуровневого управления образованием, генерации идей по внедрению изменений в деятельность образовательных систем и организаций, распространения их результатов как внутри образовательной системы и (или) организации, так и за ее пределами;
- Демонстрирует способность самостоятельно определять исследовательские приоритеты в сфере стратегического проектного управления образованием;
- Знает специфику разработки и реализации управленческих проектов различного типа, особенности руководства проектными командами.
- Обладает необходимыми знаниями регламентов, на основании которых функционирует инфраструктура многоуровневого проектного управления.
- Обладает определенными навыками организационного консультирования, уровнем проектной культуры руководителя, предполагающей наличие умений по побуждению проектных команд к продуктивной деятельности по разработке и внедрению результатов проектов изменений, в том числе, в форме инновационных продуктов
- Обладает способностью генерации стратегических идей организационного развития в соответствии со спецификой консультируемой организации ходе представления результатов завершенных проектов изменений;
- Осознает, что в условиях осуществления управленческой экспертизы функции «модератора изменений» и «фасилитатора» становятся важнейшими функциями организационного консультанта.
- Способен в процессе проектирования процессов стратегического развития образовательных систем и организаций следовать следующим методологическим принципам: - системности - нелинейности -«карнавальной логики» - «слабых связей»
- Способен принять участие в разработке нормативной базы проектного управления на муниципальном и институциональном уровнях. Участвовать в экспертизе нормативных документов регионального уровня. Знает структуру и содержание основных информационных потоков, связанных с многоуровневым процессом проектного управления реализацией национального проекта «Образование».
- Способен убедить управленческую команду консультируемой организации в целесообразности предлагаемых изменений
- • Демонстрирует умения по идентификации образовательных систем и организаций как «мультиразумных» систем, способен использовать типологический классификатор для выбора управленческих стратегий в контексте многоуровневого управления реализацией мультипроектов в сфере образования, разрабатывать идеологию проектов и программ развития образовательных систем и организаций на основе межсубъектных ценностных конвенций внутренних и внешних стейкхолдеров;
Содержание учебной дисциплины
- 1.1. Классика стратегирования Клаузевиц, Сунь Цзы, кейсы Ганнибала и Александра Македонского)
- 1.2. Современные представления о стратегии (Ансофф, Котлер, Бикхоф)
- 1.3. Стратегирование для VUCA – мира. –Основы методологии.
- 1.4. «Если соединить несоединимое»: авторская гипотеза. «Стратегическая пентаграмма».
- 1.5. Бонапартистская стратегия
- 1.6. Клиентоориентированная стратегия
- 1.7. Кемп – Дэвидская стратегия
- 1.8. Карнавальная стратегия
- 1.9. Стратегия параллельной реальности. Основные итоги лекции.
- 2.1 Проектное управление: понятия
- 2.2. Смыслы проектного управления в образовании
- 2.3. Понятие распределенного управления
- 2.4. Уровни управления в образовании
- 2.5. Проектное управление на разных уровнях
- 2.6. Национальный проект «Образование»: цели и структура
- 2.7. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Основные итоги лекции
- 3.1 Образы систем
- 3.2. Общие представления о системах
- 3.3. Системное мышление
- 3.4. Образовательная система: аспекты рассмотрения
- 3.5. Образовательная система: актуальная мифология. Основные итоги лекции
- 4.1. Организации. Методология Д.Гараедаги
- 4.2. Организации. Методология Р.Акоффа
- 4.3. «Бирюзовые организации»
- 4.4. Образовательные организации. «Загадки». Часть 1.
- 4.5. Образовательные организации. «Загадки». Часть 2.
- 4.6. Стратегирование. Основные итоги лекции
- 5.1. Андреас Шляйхер: 10 факторов успеха образовательных систем. Часть 1
- 5.2. Андреас Шляйхер: 10 факторов успеха образовательных систем. Часть 2.
- 5.3. Андреас Шляйхер: Пять ведущих образовательных систем
- 5.4. Непрерывное образование
- 5.5. Джон Хэтти: 10 факторов, влияющих на успеваемость
- 5.6. ФГОС СОО: кейс развития
- 5.7. Инициатива «ФГОС 4.0»: кейс «Будущее наступило»
- 6.1. О «Навыках XXI века»
- 6.2. Примеры
- 6.3. Компетентности в контексте системного мышления
- 6.4. Об исследовании PISA
- 6.5. PISA. Результаты по направлениям
- 6.6. PISA. Информация к размышлению
- .7. PISA. Примеры заданий. Основные итоги лекции
- 7.1. Стратегические образы
- 7.2. «Учитель будущего». Основные показатели (2024). Тезаурус
- 7.3. Направления реализации проекта и профессиональное развитие педагога
- 7.4. Профессиональный стандарт как регулятор
- 7.5. Профессиональный стандарт «Педагог». Содержание
- 7.6. Основные итоги лекции
- 8.1. Интермедия 1. «Тот самый Мюнхгаузен»
- 8.2. Интермедия 2. Кевин Робертс
- 8.3. Интермедия 3. Сэр Кен Робинсон
- 8.4. Продуктивное образование. Расшколивание
- 8.5. Интермедия 4. «Мистер Эдьютеймент». Дейв Берджес
- 8.6. Как я представляю эдьютеймент? – Авторская гипотеза
- 9.1. Кванториум
- 9.2. Интервью «Открытая система» (В.А.Зотова)
- 9.3. Интервью «Наставники» (С.Д. Аксенова)
- 9.4. Интервью «Вытягивающая технология» (Е.М. Преображенская)
- 9.5. Основные итоги лекции
- 10.1. Ленинградская область: «гений места»
- 10.2. Современное образование Ленинградской области («СОЛО»). «СОЛО – Данные»
- 10.3. «СОЛО – Образы»
- 10.4. Реновация школ Ленинградской области
- 10.5. Что и как исследуем? –Постановка задач гайд – исследования по выявление черт экосистемной логики в развитии образования Ленинградской области.
- 11.1. «Воспоминание о будущем». _Определение образовательной экосистемы. Суть трансформационного лидерства в образовании.
- 11.2. Участники исследования – «трансформационные лидеры
- 11.3. Интервью «Дополнительное образование как основное» (Л.Б. Малыхина)
- 11.4. Интервью «Продуктивное образование: идеи и практика» (Н.В. Фирсова)
- 11.5. Интервью « Учитель будущего» (О.В. Ковальчук, часть 1)
- 11.6. Интервью «Гений места» и муниципалитет как школа» (О.В.Ковальчук, часть 2)
- 12.1. Гуссерль и его феноменология. Феноменологическое описание как метод исследования
- 12.2. Интервью «Как возникает образовательная экосистема?» (Д.И. Рочев)
- 12.3. Интервью «Современное образование Ленинградской области: эффективность и динамика. Постановка гипотез» (С.В. Тарасов, часть 1)
- 12.4. Интервью «Доказательство гипотез» (С.В. Тарасов, часть 2). Основные итоги лекции
- 12.5. 10 выводов по итогам Курса
Элементы контроля
- Тест по теме 1
- Задание на взаимное оценивание по теме 1
- Тест по теме 2
- Тест по теме 3
- Тест по теме 4
- Тест по теме 5
- Тест по теме 6
- Тест по теме 7
- Тест по теме 8
- Тест по теме 9
- Задание на взаимное оценивание по теме 9
- Тест по теме 10
- Задание на взаимное оценивание по теме 10
- Тест по теме 11
- Задание на взаимное оценивание по теме 11
- Тест по теме 12
- Задание на взаимное оценивание по теме 12
- Экзамен (итоговый тест)
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 2nd module0.03 * Задание на взаимное оценивание по теме 1 + 0.03 * Задание на взаимное оценивание по теме 10 + 0.03 * Задание на взаимное оценивание по теме 11 + 0.03 * Задание на взаимное оценивание по теме 12 + 0.03 * Задание на взаимное оценивание по теме 9 + 0.04 * Тест по теме 1 + 0.04 * Тест по теме 10 + 0.025 * Тест по теме 11 + 0.025 * Тест по теме 12 + 0.04 * Тест по теме 2 + 0.04 * Тест по теме 3 + 0.04 * Тест по теме 4 + 0.04 * Тест по теме 5 + 0.04 * Тест по теме 6 + 0.04 * Тест по теме 7 + 0.04 * Тест по теме 8 + 0.04 * Тест по теме 9 + 0.4 * Экзамен (итоговый тест)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Идеализированное проектирование : как предотвратить завтрашний кризис сегодня: создание будущего организации, Акофф, Р. Л., 2007
- Искусство системного мышления : Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем, О'Коннор, Дж., 2014
- Новые размышления о менеджменте, Адизес, И., 2016
- О целеустремленных системах, Акофф, Р., 1974
- Обучение как приключение : как сделать уроки интересными и увлекательными, Берджес, Д., 2018
- Системное мышление: Как управлять хаосом и сложными процессами: Платформа для моделирования архит..., Гараедаги, Дж., 2010
- Системное мышление: Как управлять хаосом и сложными процессами: Платформа для моделирования архит..., Гараедаги, Дж., 2011
- Стратегическое развитие образовательных систем и организаций на основе проектного менеджмента. : учебно метод. пособие, Прикот, О.Г., 2013
- Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса, Бахтин, М.М., 1990
Рекомендуемая дополнительная литература
- Goldsmith, M., & Reiter, M. (2015). Triggers : Creating Behavior That Lasts——Becoming the Person You Want to Be (Vol. First edition). [New York]: Crown Business. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=839903
- Организационная психология. Человек и организация, Геберт, Д., 2006
- Стратегический менеджмент. Классическое издание, Ансофф, И., 2009
- Янбулатова, О., Гордиенко, С., Энис, А., & Кирса, Т. (2007). Основы проектного менеджмента и управление проектами в ОАО хк «Якутуголь». Горный Информационно-Аналитический Бюллетень (Научно-Технический Журнал), (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14678761