• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Просветительские и образовательные медиа: исследования и продвижение

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар посвящён изучению особенностей отражения научной, культурной и образовательной тематики в современных медиа. В рамках семинара студенты смогут освоить методы анализа просветительских медиатекстов и рассмотреть основные форматы продвижения просветительского контента среди целевых аудиторий. Особое внимание на курсе будет уделено изучению работы журналиста в системе научных коммуникаций и технологиям создания научно-популярных материалов для разных типов медиаплатформ. Также у студентов будет возможность поработать над созданием концепций собственных медиапроектов по популяризации различных областей науки и культуры; определить их аудиторию, конкурентов и способы продвижения.В ходе занятий планируется: 1. Проведение медиаисследований с применением таких методов, как контент-анализ, типологический, качественный анализ, компаративные исследования контента, экспертное интервью, анкетирование, ретроспективный содержательный обзор. 2. Анализ медиатекстов с точки зрения их структурных, функциональных и жанровых особенностей; работы с информационными поводами, источниками, экспертами. 3. Изучение этапов создания, организации работы редакции и основных стратегий продвижения просветительских медиапроектов. 4. Изучение релевантной научной литературы и интернет-ресурсов. Знания и навыки, приобретённые в результате прохождения курса, позволят применить их при написании курсовых как академического, так и проектного формата.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоить методы анализа текстов на научно-популярную и образовательную тематику.
  • Освоить инструменты для проведения коммуникационного и репутационного аудита.
  • Рассмотреть технологию создания материалов на тему науки и образования в различных форматах (новость, интервью, экспертный комментарий, аналитическая статья, репортаж/фоторепортаж, лонгрид) для разных типов медиаплатформ.
  • Рассмотреть основные форматы продвижения и популяризации научного знания среди массовой аудитории.
  • Изучить релевантную научную литературу по теме курса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Оценивает медиаактивность научных и образовательных организаций.
  • Анализирует тексты на научную и образовательную тематику с точки зрения функциональных, структурных, предметно-тематических и жанровых особенностей
  • Выстраивает работу с профильными экспертами в процессе создания медиапродукта.
  • Создаёт научно-образовательный контент для разных типов медиаплатформ.
  • Разбирается в типологии научно-популярных СМИ и новых медиа.
  • Понимает роль и специфику научных и академических коммуникаций.
  • Проводит репутационный и коммуникационный аудит.
  • Имеет представление о принципах создания и продвижения просветительских и образовательных проектов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Наука и образование в современных медиа.
  • Методы анализа медиаконтента.
  • Экспертиза для СМИ.
  • Структура информационной среды и работа с источниками.
  • Дизайн медиаисследования.
  • Лженаука в СМИ: проблема качества научно-популярных текстов.
  • Медиапотребление и форматы популяризации знаний.
  • Новости науки и образования.
  • Коммуникационный аудит.
  • Репутационный аудит.
  • Пресс-конференция.
  • Event-менеджмент научных и образовательных мероприятий.
  • Презентация исследовательского проекта.
  • Основные стратегии продвижения просветительских и образовательных медиапроектов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Выполнение домашних заданий
  • неблокирующий Выполнение заданий на семинарах
  • неблокирующий Исследовательский проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 4th module
    0.5 * Выполнение домашних заданий + 0.2 * Выполнение заданий на семинарах + 0.3 * Исследовательский проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 15066 - Д.Блюм; М.Кнудсон; Р.Хениг - Полевое руководство для научных журналистов - 9785961451221 - Alpina - Альпина нон-фикшн - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/15066
  • Научная коммуникация: Руководство для научных пресс-секретарей и журналистов: Практическое руководство / Шипман М. - М.:АЛЬПИНА, 2018. - 186 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-91671-754-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002797

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Колесниченко, А. В.  Настольная книга журналиста / А. В. Колесниченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 341 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-06108-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473731 (дата обращения: 27.08.2024).
  • ответственный редактор Г. Филимонов составитель А. В. Лебедев - Редакционный стандарт ТАСС: учеб. пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2019 - ISBN: 978–5–7567–0994–0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/123006
  • Типология периодической печати : учебное пособие / М. Е. Аникина, В. В. Баранов, О. А. Воронова [и др.] , под редакцией М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. — Москва : Аспект Пресс, 2009. — 236 с. — ISBN 978-5-7567-0432-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/144075 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Переяслов Алексей Денисович