• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Устойчивое развитие – мегатренд 21 века

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Длительное глобальное развитие экономики привело к серьезной деградации природной и социальной среды. Экологические проблемы, глобальное потепление климата, социальное неравенство обозначили важность устойчивого развития. Обучение устойчивому развитию можно встретить не только в рамках направлений экономики, менеджмента и юриспруденции (как самые основные сферы в устойчивом развитии), но и в других областях, например, экология, архитектура, дизайн, инжиниринг и медиа. Устойчивое развитие – это не азбука, изучив которую, можно считать задание выполненным. Тема устойчивости меняет мышление, взгляды на привычное мироустройство. Даже в сегодняшних реалиях внутри страны есть тренды на сохранение и развитие повестки, в частности вопросов климата, социальной заботы и привлечения инвестиций, а значит, самое время задуматься о новом витке в образовании и карьерном треке. В результате освоения дисциплины студенты будут понимать концепцию, научные основы, методологические принципы, индикаторы и цели устойчивого развития, смогут оценивать природные, экономические и социокультурные факторы устойчивого развития, выявлять его риски и предпосылки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование современных представлений об устойчивом развитии как о научной идеологии и прикладной сфере деятельности на основе освоения научных представлений о соответствующей предметной сфере, а также обобщения и переосмысления приобретенных ранее знаний
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате успешного освоения темы студент будет различать классификации глобальных проблем, объяснять источники их образования и основные способы решения известных и новых, возникающих глобальных проблем.
  • В результате успешного освоения темы студент будет описывать историю формирования концепции устойчивого развития и объяснять основы ее методологии.
  • В результате успешного освоения темы студент будет объяснять задачи, которые стоят перед наукой, образованием и воспитанием в области устойчивого развития.
  • В результате успешного освоения темы студент будет различать системы индикаторов устойчивого развития и объяснять необходимость разработки новых показателей развития.
  • В результате успешного освоения темы студент будет описывать и объяснять концепцию зеленой экономики и основные принципы реализации этой стратегии.
  • В результате успешного освоения темы студент будет описывать структура и границы биосферы, а также круговорот основных биогенных веществ и элементов.
  • В результате успешного освоения темы студент будет описывать хронологию развития и основные принципиальные положения глобальной климатической политики.
  • В результате успешного освоения темы студент будет объяснять различные механизмы комплексных оценок в отношении различных сценариев климатических изменений.
  • В результате успешного освоения темы студент будет объяснять концепцию экологического образования для устойчивого развития.
  • В результате успешного освоения темы студент будет объяснять новую концепция человека и его развитие.
  • В результате успешного освоения темы студент будет описывать принципы построения, функционирования и преобразования в системе управления переходом к устойчивому развитию.
  • В результате успешного освоения темы студент будет объяснять двойственный характер бизнеса в реализации стратегии устойчивого развития.
  • В результате успешного освоения темы студент будет объяснять сущность и принципы эффективных национальных стратегий по устойчивому развитию, а также формы и координация НСУР.
  • В результате успешного освоения темы студент будет объяснять социально-экономические тенденции устойчивого развития в России.
  • В результате успешного освоения темы студент будет описывать ключевые направления международного сотрудничества в области устойчивого развития.
  • В результате успешного освоения темы студент будет формулировать главные направления развития зеленой экономики
  • В результате успешного освоения темы студент будет описывать основные глобальные экологические проблемы и объяснять причины их возникновения.
  • В результате успешного освоения темы студент будет называть основные положения программы по устойчивому развитию «Будущее, которого мы хотим».
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Глобальные проблемы современного мира
  • Концепция устойчивого развития и ее эволюция. Экскурс в историю.
  • Проблемы науки и образования в переходе к устойчивому развитию.
  • Системы индикаторов устойчивого развития.
  • Понятие и общая характеристика зеленой экономики. Основные принципы реализации данной стратегии.
  • Глобальные экологические проблемы.
  • Развитие экологических технологий. Проблемы построения зеленой экономики.
  • Учение о биосфере. Законы экологии. Антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосфере.
  • Изменения климата как угроза переходу к устойчивому развитию.
  • Концепция низкоуглеродного развития.
  • Устойчивое развитие и образование. Грамотность, нравственность и культура.
  • Социальная составляющая как важнейший компонент концепции устойчивого развития.
  • Устойчивое развитие и общество
  • Управление устойчивым развитием
  • Устойчивое развитие в бизнесе.
  • Национальные стратегии устойчивого развития (НСУР).
  • Концепция устойчивого развития: российский контекст.
  • Международное сотрудничество в области устойчивого развития
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирует часть оценки/расчета Глобальные проблемы современного мира. Концепция устойчивого развития.
    Тест состоит из 10 вопросов, для прохождения теста нужно набрать не менее 80 %. Попыток будет дано две.
  • блокирует часть оценки/расчета Домашнее задание по теме "Системы индикаторов устойчивого развития"
    Задание оценивается по 10-балльной системе.
  • блокирует часть оценки/расчета Стратегия зеленой экономики. Глобальные экологические проблемы.
    Тест состоит из 10 вопросов. Тест считается пройденным, если студент набрал 80% и более. Дается одна попытка.
  • блокирует часть оценки/расчета Переход к зеленой экономике. Ваше видение этого процесса.
    Представление темы в виде сценария Н5Р на семинаре (сделать презентацию).
  • блокирует часть оценки/расчета Связь вашей будущей профессии с устойчивым развитием.
    Эссе оценивается по 10-баллной системе.
  • блокирует часть оценки/расчета Биосфера. Законы экологии. Основные принципиальные положения глобальной климатической политики.
    Предлагается пройти тест из 10 вопросов. Тест сдан если студент набрал 80% и более.
  • блокирует часть оценки/расчета Концепции низкоуглеродного развития и экологического образования для устойчивого развития.
    Составить тест из 5 сложных вопросов по теме "Концепции низкоуглеродного развития и экологического образования для устойчивого развития". Сложные вопросы - это вопросы с множественным ответом или вопросы на соответствие.
  • блокирует часть оценки/расчета Общество и устойчивое развитие. Новая концепция человека и ее развитие.
    Тест состоит из 10 вопросов. Тест сдан, если студент набрал 80% и более.
  • блокирует часть оценки/расчета Надлежащее управление в области устойчивого развития.
    Представить проект по построению и функционированию бизнеса в системе управления переходом к устойчивому развитию. Можно взять любой бизнес, как пример.
  • блокирует часть оценки/расчета Национальные стратегии устойчивого развития
    Тест сдан, если студент набрал 80% и более.
  • блокирует часть оценки/расчета Социально-экономические тенденции устойчивого развития в России
    Тест пройден, если студент набрал 80% и более. Попыток 1.
  • блокирует часть оценки/расчета Устойчивое развитие – мегатренд 21 века
    Экзамен в виде письменной работы и теста.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 4th module
    0.04 * Биосфера. Законы экологии. Основные принципиальные положения глобальной климатической политики. + 0.04 * Глобальные проблемы современного мира. Концепция устойчивого развития. + 0.04 * Домашнее задание по теме "Системы индикаторов устойчивого развития" + 0.04 * Концепции низкоуглеродного развития и экологического образования для устойчивого развития. + 0.1 * Надлежащее управление в области устойчивого развития. + 0.04 * Национальные стратегии устойчивого развития + 0.04 * Общество и устойчивое развитие. Новая концепция человека и ее развитие. + 0.04 * Переход к зеленой экономике. Ваше видение этого процесса. + 0.04 * Связь вашей будущей профессии с устойчивым развитием. + 0.04 * Социально-экономические тенденции устойчивого развития в России + 0.04 * Стратегия зеленой экономики. Глобальные экологические проблемы. + 0.5 * Устойчивое развитие – мегатренд 21 века
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Как устойчивое развитие может изменить мир, Аткиссон, А., 2015
  • Устойчивое развитие: вводный курс : Учеб. пособие для вузов, Миркин, Б.М., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • S. Bobylev N., & С. Бобылев Н. (2017). Устойчивое развитие в интересах будущих поколений: экономические приоритеты // Sustainable Development for Future Generations: Economic Priorities. Мир Новой Экономики // The World of New Economy, (3), 90. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.wnewec.y2017i3p90.96
  • Бобылев Сергей Николаевич. (n.d.). Устойчивое развитие в интересах будущих поколений: экономические приоритеты. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fustoychivoe-razvitie-v-interesah-buduschih-pokoleniy-ekonomicheskie-prioritety
  • Данилина, М. В., Устойчивое развитие : учебное пособие / М. В. Данилина, В. Б. Терновсков. — Москва : Русайнс, 2023. — 125 с. — ISBN 978-5-466-01057-2. — URL: https://book.ru/book/945727 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.

Авторы

  • Рыскина Елена Анатольевна
  • Яхина Мария Рафаиловна