• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Психология морали

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для всех
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Психология морали – обязательный курс во многих зарубежных университетах, призванный не только ознакомить с исследованиями в данной области, но также сформировать ответственное гуманное мировоззрение специалистов независимо от их профессии. В условиях глобализации, расширения инструментальных возможностей человечества, всевозрастающей интегрированности и взаимозависимости людей и культур вопросы морали приобретают первостепенное значение, поскольку цена моральных ошибок становится очень высокой. Психология морали как дисциплина призвана также уравновесить присутствующее в современном культурном дискурсе гипертрофированно толерантное и безоценочное отношению к поступкам и установкам человека за счет повышения восприимчивости к «внутреннему голосу» и мобилизации собственных личностных ресурсов. В предлагаемом курсе будут обсуждены классические теории морали (психоаналитическая, теория социального научения, эволюционная и когнитивная), представлены современные концепции (теория моральных оснований Дж. Хайдта, модель моральных мотивов Р.Янофф-Бульман, концепция веры в справедливый мир М.Лернера-К.Дальберт, чувствительности к справедливости М.Шмитта, генезиса моральных представлений Л.Колберга и К.Гиллиган). Рассмотрены отечественные исследования морали (концепция нравственных способностей В.Д.Шадрикова, исследования правдивости и лжи В.В.Знакова). Мораль рассматривается в аспекте представлений, эмоций, черт личности и идентичности и поведения. Будут проанализированы дискуссионные вопросы психологи и морали – адаптивность/дезадаптивность морального поведения, «цена» нравственного поступка. Предполагается изучить развитие морали в обществе и онтогенезе; будут изучены ситуационные и индивидуально-личностные факторы (в т.ч. гендерные) проявления морали. Особое внимание уделяется моральным чертам личности, реализующим основные «добродетели»: честности, чувствительности к справедливости (justice sensitivity), готовности к прощению (forgiveness), способности к благодарности (gratitude, appreciation). Отдельная тема курса будет посвящена прикладным вопросам психологии морали – профессиональной этике, этике и экологии (в т.ч. ecological belief in a just world, связанной с теорией ресурсов). Предполагается использование лекционно-семинарского формата, объем – 32 часа. Итоговый контроль – экзамен в виде теста.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с основными теориями морального функционирования и развития;
  • Понимание психологических (рациональных и иррациональных) механизмов реализации морального поведения;
  • Знакомство с психологическими феноменами, ответственными за моральное поведение: эмпатией, принятием решений, моральной чувствительностью и идентичностью;
  • Знакомство с моральными чертами личности, относящимися к таким добродетелям, как справедливость, прощение, благодарность;
  • Формирование этической культуры.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знаком с основными закономерностями развития морали в детстве и на протяжении жизненного пути Знаком с проявлением моральных девиаций
  • Знаком с основными индивидуальными особенностями, отвечающими за проявление морали Имеет представление о справедливости, прощении, благодарности, мудрости как чертах личности Может анализировать повседневные ситуации с точки зрения их морального содержания
  • Имеет представление об эволюционных и социальных теориях альтруизма Знаком с содержанием понятия эмпатии, сопереживания, сострадания, сорадования и основными теориями, объясняющими эти феномены
  • Понимает различие этического, теологического и психологического понимания морали Знает основные теории морали Знаком с методами психологии морали
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в психологию морали: основные подходы и теории
  • Эмпатия и альтруизм
  • Моральные качества личности
  • Развитие морали в онтогенезе. Прикладные вопросы психологии морали
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Преподаватель оценивает работу студентов в форме присутствия на лекциях, контрольной работы, эссе и экзамена в виде теста; промежуточные оценки входят в состав окончательной. Оценка аудиторной работы проставляется по факту посещений (в случае уважительной причины, подкрепленной документально, посещение может быть зачтено по предъявленным конспектам лекций, пересланным учебному ассистенту, но не более чем за два занятия (4 часа). Конспект представляется только по ЛЕКЦИЯМ, не по семирнарам. Требования к конспекту: объем 5000-8000 знаков с пробелами; должны быть отражены основные подтемы, обозначены главные мысли, названы имена не менее пяти исследователей. Конспект может быть принят, если он представлен СТРОГО в течение двух недель после пропущенного занятия.
  • неблокирующий Доклад
    Доклад - это факультативное задание, которое оценивается ВНЕ формулы. Доклад может быть сделан на лекции или семинаре в случае наличия у выступающего экспертных навыков в области одного из обсуждаемых предметов (например, подготовки собственного исследования в формате КР, ВКР, работы по проекту или профессиональной деятельности, связанной с предметом). Тема должна обсуждаться с лектором; доклад должен занимать до 10 минут на лекции или семинаре и оцениваться в полбалла, добавляемых к накопленной части оценки.
  • неблокирующий Экзамен
    При оценке итогового контроля (в виде письменного теста) преподаватель оценивает работу студента по следующему принципу: правильный ответ на закрытый тестовый вопрос с выбором одного правильного ответа – 1 балл. Время заполнения – 30 минут. Максимальное количество баллов, которые можно набрать в тесте - 50. Данные баллы переводятся в 10-бальную шкалу по следующему принципу: Оценка Балл «Отлично»: 10 45-50 «Отлично»: 9 41-44 «Отлично»: 8 34-40 «Хорошо»: 7 25-29 «Хорошо»: 6 20-24 «Удовлетворительно»: 5 15-19 «Удовлетворительно»: 4 10-14 «Неудовлетворительно»: 3 5-9 «Неудовлетворительно»: 2 1-4 «Неудовлетворительно»: 1 0 «Неудовлетворительно»: 0 Работа отсутствует
  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляет собой краткое письменное сообщение по одной из заранее предложенных тем. По согласованию с преподавателем тема может быть предложена студентом. Эссе должно включать 2-3 страницы машинописного текста (до 8000 знаков), не менее 3 российских источников и не менее 3 иностранных источников. Эссе сдается в течение 3 модуля, но не позже чем за две недели до экзамена. Структура эссе должна быть следующей: постановка проблемы, краткое изложение современного положения дел, обязательно – обсуждение взаимовлияния российских и зарубежных традиций, прикладные аспекты решения проблемы. Приветствуется междисциплинарное рассмотрение вопроса. За превышение объема оценка будет снижаться. Эссе проверяется в течение недели.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа по темам 1-2 в виде трех открытых вопросов и кейсов, проводится он-лайн, 25 минут. Время проверки – неделя. Критерии оценивания: Каждый из трех ответов оценивается по 3-балльной шкале; оценки суммируются. В случае выдающегося особо креативного ответа хотя бы на один вопрос добавляется один балл к общей оценке контрольной. Оценки каждого из вопросов (кейсов): 0 – ответ отсутствует 1 – ответ дан формально 2 – ответ неполный, неаргументированный или используется обыденный научный язык 3 – ответ полный, аргументированный, используется понятийный аппарат соответствующей области
  • неблокирующий Групповая дискуссия
    Дискуссия – это интенсивное коллективное обсуждение некоторого (социально значимого) вопроса, результатом чего, после выяснения мнений сторон и анализа проблемной ситуации, становится поиск решения. В рамках нашего курса дискутироваться будут вопросы морального содержания, потенциально представленные двумя оппозиционными группами. Студенты объединяются в группу из 3-5 человек и выбирают тему морального содержания из предложенных преподавателем либо предлагают инициативную, согласовав ее с преподавателем. Нужно определить тему, время дискуссии и занести эту информацию в таблицу. Внутри группы нужно обсудить тему – представив мнения оппонентов, составить критические вопросы, на которые могут быть получены противоположные или отличные друг от друга ответы, обсудить наводящие вопросы и предположительные аргументы и контраргументы, потенциально приводящие к компромиссу. На семинаре разделить присутствующих на две группы. Назначить ведущего и дискуссантов (которые будут представлять мнение каждой их групп). Определить правила ведения дискуссии (например: не перебивать выступающих; контролировать эмоции; четко аргументировать свою позицию; не переходить на личности; активно участвовать в обсуждении каждого члена группы). Задача ведущего – модерировать процесс, следить на направлением мысли и конструктивностью дискуссии, не допускать соскальзывания на другие темы. Дискуссия может занимать от 30 до 40 минут. Ведущий закрывает дискуссию и обобщает ее результат – выработку некоторого оптимального для всех мнения. Дискуссия на семинаре – это необходимое условие зачета данной активности, которое не оценивается. Затем ход дискуссии и ее результат оформляются в виде коллективного резюме, которое присылается в течение 4 дней после семинара и оценивается по следующим критериям. Критерии оценивания: Критерии оценивания письменного резюме: Критерий Баллы Адекватное обозначение оппозиционных групп. 2 – очень точно 1 – адекватно 0 - неточно Объем резюме 1 – не более 10 тыс знаков с пробелами 0 – объем превышен Своевременность подготовки резюме 1 – своевременно 0 – позже дедлайна Структура резюме 5 – добавлена содержательно важная рубрика (например, исторические примеры), 4 – присутствуют все обязательные составляющие, 3 – присутствует три составляющие, 2 – две составляющие, 1 – одна составляющая, 0 – структуры нет Структура резюме: – постановка проблемы как оппозиция противоположных мнений – социальные, эволюционные, культурные аргументы в пользу каждого из мнений - аргументы для смягчения радикальности каждого из мнений и поиска компромисса - формулировка компромиссной точки зрения, по возможности оптимальной Прикладные следствия дискуссии 1 – есть предложения относительно использования результатов дискуссии в социальной практике (праве, педагогическом процессе и т.д.) Все участники дискуссионной группы (3-5 человек) получают одну и ту же оценку.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 3rd module
    Оокончат= 0,2*Окр+0,2*Оэссе+0,2дискуссия+0,2*Оауд+0,2*Оэкз Преподаватель вправе освободить от прохождения экзамена студентов, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена, в случае если округленная промежуточная оценка студента равна или превышает 8 баллов, в таком случае ему может быть выставлена в ведомость оценка «отлично» без прохождения итогового теста. Отличная оценка выставляется исходя из следующего принципа: накопленная оценка от 7,5 до 8,4 - в ведомость выставляется оценка 8; от 8,5 до 9,4 – в ведомость выставляется оценка 9, накопленная оценка от 9,5 до 10 – в ведомость выставляется оценка 10. В этом случае следует ориентироваться на формулу: Оокончат= 1,25* (0,2*Окр+0,2*Оэссе+0,2дискуссия+0,2*Оауд) Если накопленная оценка студента положительна (больше 6, без учета коэффициента 1,25), по согласованию с преподавателем и в соответствии с формулой ему может быть выставлена оценка без экзамена, однако с учетом веса экзамена, который оценивается в 0. Таким образом, 6 превращается в 4, 7 – в 5,6 (6). Начиная с 8 оценка выставляется как автомат.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A study in moral theory, Laird, J., 2014
  • Поведение: физиология, психология, этика : учеб. пособие, Колесов, Д. В., 2006
  • Прикладная этика в современной России : вчера, сегодная, завтра, , 2017
  • Этика : конспект лекций, Филатова, О. Г., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Heinrichs, K., Oser, F., & Lovat, T. (2013). Handbook of Moral Motivation : Theories, Models, Applications. Brill | Sense.
  • The moral psychology handbook, Doris, J. M., 2010
  • The Oxford Handbook of Moral Development: An Interdisciplinary Perspective / Ed. L. A. 2020. Jensen. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780190676049.001.0001

Авторы

  • Нартова-Бочавер Софья Кимовна