2023/2024
Исследования медиавоздействия и повестки дня
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Институт медиа
Когда читается:
2-4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Ефанов Александр Александрович
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар посвящен изучению медиавоздействия, которое реализуется через установление повестки дня (agenda-setting). В современных медиакоммуникациях повестку дня конструируют не только «институционализированные» медиа, но и блогеры (прежде всего, инфлюенсеры), в результате чего их контент вступает в прямую конкуренцию, отражаясь на общественном мнении и системе норм, ценностей, установок и моделей поведения целевых аудиторий. В рамках курса планируется рассмотреть такие вопросы, как медиапрайминг и фрейминг, управление повесткой дня и влияние политики на ее конструирование, псевдо-новостные проявления (с дифференциацией фейка и постправды), а также основные форматы, технологии и эффекты agenda-setting. НИС окажется полезным студентам при подготовке курсовых работ как академического формата, так и проектно-творческого формата (при разработке теоретической записки). При этом тематика курсовых работ может сопрягаться с широкой проблематикой медиавоздействия и / или agenda-setting.
Цель освоения дисциплины
- Развить умения и навыки проведения теоретических и эмпирических медиаисследований относительно установления повестки дня и возникающего медиавоздействия.
- Сформировать академическую культуру специалиста на основе знакомства с актуальными идеями и проблемами Media Studies.
Планируемые результаты обучения
- Владеет нормами научного стиля устной и письменной речи при проведении публичной защиты проекта;
- Анализирует медиавоздействие и установление повестки дня на профессиональном уровне, используя соответствующий категориально-понятийный аппарат;
- Дает определения и научно обоснованные формулировки объекта, предмета, гипотезы, проблемы, актуальности конкретного исследования;
- Классифицирует ключевые теории медиавоздействия и установления повестки дня; подбирает адекватные теоретические и эмпирические методы анализа.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в методологию медиаисследований
- Парадигмы исследования медиавоздействия и установления повестки дня
- Презентация результатов исследований
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 4th module0.3 * Доклад + 0.2 * Посещаемость + 0.2 * Презентация + 0.3 * Самостоятельная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Ефанов, А. А. Социология медиакультуры и медиаобразования : учебное пособие для вузов / А. А. Ефанов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 124 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12432-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518718 (дата обращения: 27.08.2024).
- Методология научного исследования - Овчаров А.О., Овчарова Т.Н. - НИЦ ИНФРА-М - 2023 - https://znanium.com/catalog/product/1913251 - 463062 - ZNANIUM
Рекомендуемая дополнительная литература
- Ефанов, А. А. Социальные последствия медиавоздействия : монография / А. А. Ефанов. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 272 с. — ISBN 978-5-9765-4230-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/143739 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Шостак, М. И. Новостная журналистика. Новости прессы : учебник и практикум для вузов / М. И. Шостак. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 192 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06311-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512579 (дата обращения: 27.08.2024).