2023/2024
Terra Incognita современного детства
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Когда читается:
3 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Детство - культурное изобретение. Каждое общество заново изобретает или переоткрывает детство в своем конкретном социальном, культурном, историческом контексте - другими словами, по-разному отвечает на вопросы, кого считать ребенком? что можно, нельзя, должно делать детям? как детей “видят” разные социальные институты? Меняется и среда, в которой живут дети, их повседневность и культурные практики. Данный курс нацелен на то, чтобы дать представление об особенностях современного детства и детей. Для этого, с опорой на ключевые исследования, мы рассмотрим современные социальные тренды, которые конфигурируют взросление. Курс будет полезен не только тем, кто интересуется детством как исследователь или практик, но и более широкой студенческой аудитории, интересующейся современными культурными практиками и вычислительными социальными науками.
Цель освоения дисциплины
- Познакомить обучающихся с наиболее актуальными работами по теме курса.
- Сформировать у обучающихся представление о современных тенденциях по темам детства, подросткового возраста и становящейся взрослости.
- Формирование представлений об организации исследований по данной тематике и современных общественных, научных и педагогических тенденциях в понимании детства, подросткового возраста и становящейся взрослости
Планируемые результаты обучения
- Познакомить обучающихся с наиболее актуальными работами по теме курса.
- Сформировать у обучающихся представление о современных тенденциях по темам детства, подросткового возраста и становящейся взрослости.
- • студенты называют возможные источники данных и подходы для изучения современных родительства, образования, детского благополучия
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Современные представления о детстве и детях
- Тема 2. Современная семья
- Тема 3. Родители и дошкольное образование
- Тема 4. Образовательные переходы
- Тема 5. Автономия и самостоятельность
- Тема 6. Дети, подростки и цифровые медиа
- Тема 7. "Становящаяся взрослость": переход из подросткового возраста во взрослость
- Тема 8. Детско-родительские отношения при переходе от подросткового возраста к становящейся взрослости
Элементы контроля
- Активность на занятиях
- Домашнее задание 2Вам нужно будет в мини-группах (4-5 человек) подготовить разбор фильма или сериала с опорой на темы курса по одному из следующих направлений: 1). Современные дети и семьи 2). Образовательные переходы 3). Цифровые медиа 4). Взросление При подготовке презентации придерживайтесь следующего плана: 1). Какой материал курса соответствует тому, что происходит в фильме/сериале? 2). Какой материал курса не соответствует тому, что происходит в фильме/сериале? 3). Соотнесите рассматриваемый кейс со своим личным опытом, выделите общие и различные черты (обобщение от всех участников команды) 4). Продумайте дизайн исследования с опорой на рассматриваемый кейс: • какой исследовательский вопрос вы хотели бы поставить на примере этого кейса • какие методы вы будете использовать • кто станет респондентами/информантами/участниками • какие результаты ожидаете получить • как полученные результаты можно будет использовать на практике • какие ограничения есть у вашего исследования
- Экзамен
- Домашнее задание 1Придумать наборы практик (программу или конкретные приемы), работающих на школьную и/или домашнюю вовлеченность разных групп родителей. Обосновать. Представить в виде презентации. Ответить на вопросы группы "родителей" (в их роли выступают представители другой группы). Варианты групп родителей: 1-ая группа – вовлеченные, образованные родители, которые готовы участвовать, но могут и оказывать давление, ставить под угрозу учительскую автономию. 2-ая группа моделирует реакцию родителей. Что вызовет отклик, а что – нет. 2-ая группа – не вовлечённые родители, с малым количеством ресурсов, низким уровнем образования, несформулированным запросом к школе, стремящиеся самоустраниться, избегающие контакта со школой. 1-ая группа моделирует реакцию родителей. Что вызовет отклик, а что – нет. ТТайминг: 20 минут на обсуждение, 5-10 минут на презентацию, 10 минут на реакцию и дискуссию
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 3rd moduleНакопленная оценка * 0.6 + Оценка за экзамен * 0.4 Накопленная оценка: Активность на семинарах * 0.4 + Домашнее задание 1 * 0.3 + Домашнее задание 2 * 0.3
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Fincham, F. D., & Cui, M. (2010). Romantic Relationships in Emerging Adulthood. Cambridge University Press.
- Jeffrey Jensen Arnett. (2015). Emerging Adulthood : The Winding Road From the Late Teens Through the Twenties: Vol. Second edition. Oxford University Press.
- Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд., эл. - 978-5-7598-2068-0 - Поливанова К. Н., Бочавер А. А., Павленко К. В., Сивак Е. В. - 2021 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/372264 - 372264 - iBOOKS
- Секретный мир детей в пространстве мира взрослых, Осорина, М. В., 2009
- Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 6-е изд. - 978-5-496-01621-6 - Осорина М. В. - 2018 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/342854 - 342854 - iBOOKS
- Солдатова, Г. У. Мы в ответе за цифровой мир: Профилактика деструктивного поведения подростков и молодежи в Интернете : учебно-методическое пособие / Г. У. Солдатова , Учебно-методическое пособие. — Москва : Когито-центр, 2019. — 176 с. — ISBN 978-5-89353-588-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/249344 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Laura M. Padilla-Walker, & Larry J. Nelson. (2017). Flourishing in Emerging Adulthood : Positive Development During the Third Decade of Life. Oxford University Press.
- Возрастная психология : (психология развития и возрастная психология): учебник для вузов, Шаповаленко, И. В., 2007
- Поливанова К. Н., Сазонова Е. В., & Шакарова М. А. (2013). Что Могут Рассказать О Современных Детях Их Чтение И Игры. Вопросы Образования // Educational Studies, (4), 283. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2013i4p283.299
- Психология возрастных кризисов : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений, Поливанова, К. Н., 2000
- Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов, Болотова, А. К., 2012
- Психология развития, Крайг, Г., 2011