• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Университеты, государство и право

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 42

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Университеты, государство и право» призвана не только дать системное представление о правовом регулировании образовательной политики в области высшего образования, но и показать, каким образом современные управленческие модели и концепции могут быть встроены в существующее регулирование. Например, как обеспечивать вариативность образования в условиях стандартов? Когда университету действительно нужен эндаумент-фонд? В каких случаях нужно заключать сетевой договор, а когда достаточно соглашения о сотрудничестве? Понимание юридического контекста позволяет оценить перспективы реализации университетских проектов, выбрать релевантные способы решения возникающих конфликтов и внедрения управленческих решений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать системное представление о том, как устроена система высшего образования в России.
  • Понимать отличия в уровнях и основаниях принятия правовых и управленческих решений в образовании.
  • Применять релевантные правовые нормы и принципы при решении сложных и спорных вопросов образовательной деятельности (в конфликтных ситуациях, при внедрении новых правил, применении нетривиальных организационных схем и пр.). Использовать правовые механизмы при внедрении новаторских оригинальных управленческих решений.
  • Анализировать и оценивать проекты правовых актов и решений в области образования с точки зрения их законности и исполнимости.
  • Помочь студентам осознать и осмыслить произошедшие за «последнее время» изменения и новации в законодательстве об образовании.
  • Ознакомить студентов с основными проблемами в толковании и (или) применении норм законодательства об образовании и указать на возможные пути решения таких проблем.
  • Способствовать формированию навыков анализа юридических текстов и принятию по его результатам управленческих решений.
  • Способствовать развитию способности оценивать собственную профессионально-педагогическую и управленческую деятельность сквозь правовую призму.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует и сравнивает правовые проблемы реализации образовательных программ в сетевой форме
  • Знает особенности правового статуса обучающихся
  • Излагает правовые нормы языком, доступным широкому кругу читателей, и, наоборот, оформляет управленческие решения в соответствии с правилами юридической техники.
  • Различает полномочия разных уровней и органов управления образованием и определяет, на каком уровне власти или органе лежат ответственность и функции в рамках образовательной политики.
  • Определяет границы автономии образовательных организаций и аргументирует решения, исходя из границ и возможностей автономии.
  • Юридически аргументирует внесение изменений в законы, подзаконные или локальные нормативные акты, исходя из поставленной управленческой задачи.
  • Разрабатывает локальные акты образовательной организации.
  • Описывать понятие и подходы к определению качества образования, разрабатывать положение о ВСОКО, проектировать ВСОКО в университете.
  • Формулировать и объяснять особенности правового статуса педагогического работника.
  • Называть и объяснять принципы финансового обеспечения образовательных организаций.
  • Реализовывать порядок оказания платных образовательных услуг.
  • Определять понятие эндаумент-фонда.
  • Разрабатывать и проектировать дополнительное профессиональное образование.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • ПРАВОВАЯ РАМКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
  • КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
  • УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС: ОТ ПРИЕМА ДО ОТЧИСЛЕНИЯ
  • ВАРИАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРЕКОВ СТУДЕНТОВ
  • ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  • ФИНАНСЫ УНИВЕРСИТЕТА
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проект № 1
    В межмодульный период студенты работают над проектами по темам, предложенным преподавателями дисциплины, и презентуют его результаты.
  • неблокирующий Проект № 2
    В межмодульный период студенты работают над проектами по темам, предложенным преподавателями дисциплины, и презентуют его результаты.
  • неблокирующий Локальный нормативный акт
    В качестве итогового задания по дисциплине студенты осуществляют подготовку проекта локального нормативного акта своей образовательной организации. Выбор предмета регулирования согласовывается студентом на основании профессионального интереса студента и его профессиональных потребностей как работника образовательной организации. Должен быть новый документ, а не о внесении изменений в действующие. Проект локального нормативного акта направляется на электронную почту преподавателя.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 3rd module
    0.6 * Локальный нормативный акт + 0.2 * Проект № 1 + 0.2 * Проект № 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Образовательное право : учебник для вузов / А. И. Рожков [и др.] ; под редакцией А. И. Рожкова, В. Ю. Матвеева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 376 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12877-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511356 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Образовательное право : учебник для академического бакалавриата, , 2018

Авторы

  • Княгинина Надежда Владимировна
  • Янкевич Семён Васильевич