2023/2024
Университеты, государство и право
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Когда читается:
3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
42
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Университеты, государство и право» призвана не только дать системное представление о правовом регулировании образовательной политики в области высшего образования, но и показать, каким образом современные управленческие модели и концепции могут быть встроены в существующее регулирование. Например, как обеспечивать вариативность образования в условиях стандартов? Когда университету действительно нужен эндаумент-фонд? В каких случаях нужно заключать сетевой договор, а когда достаточно соглашения о сотрудничестве? Понимание юридического контекста позволяет оценить перспективы реализации университетских проектов, выбрать релевантные способы решения возникающих конфликтов и внедрения управленческих решений.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать системное представление о том, как устроена система высшего образования в России.
- Понимать отличия в уровнях и основаниях принятия правовых и управленческих решений в образовании.
- Применять релевантные правовые нормы и принципы при решении сложных и спорных вопросов образовательной деятельности (в конфликтных ситуациях, при внедрении новых правил, применении нетривиальных организационных схем и пр.). Использовать правовые механизмы при внедрении новаторских оригинальных управленческих решений.
- Анализировать и оценивать проекты правовых актов и решений в области образования с точки зрения их законности и исполнимости.
- Помочь студентам осознать и осмыслить произошедшие за «последнее время» изменения и новации в законодательстве об образовании.
- Ознакомить студентов с основными проблемами в толковании и (или) применении норм законодательства об образовании и указать на возможные пути решения таких проблем.
- Способствовать формированию навыков анализа юридических текстов и принятию по его результатам управленческих решений.
- Способствовать развитию способности оценивать собственную профессионально-педагогическую и управленческую деятельность сквозь правовую призму.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует и сравнивает правовые проблемы реализации образовательных программ в сетевой форме
- Знает особенности правового статуса обучающихся
- Излагает правовые нормы языком, доступным широкому кругу читателей, и, наоборот, оформляет управленческие решения в соответствии с правилами юридической техники.
- Различает полномочия разных уровней и органов управления образованием и определяет, на каком уровне власти или органе лежат ответственность и функции в рамках образовательной политики.
- Определяет границы автономии образовательных организаций и аргументирует решения, исходя из границ и возможностей автономии.
- Юридически аргументирует внесение изменений в законы, подзаконные или локальные нормативные акты, исходя из поставленной управленческой задачи.
- Разрабатывает локальные акты образовательной организации.
- Описывать понятие и подходы к определению качества образования, разрабатывать положение о ВСОКО, проектировать ВСОКО в университете.
- Формулировать и объяснять особенности правового статуса педагогического работника.
- Называть и объяснять принципы финансового обеспечения образовательных организаций.
- Реализовывать порядок оказания платных образовательных услуг.
- Определять понятие эндаумент-фонда.
- Разрабатывать и проектировать дополнительное профессиональное образование.
Содержание учебной дисциплины
- ПРАВОВАЯ РАМКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
- КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
- УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС: ОТ ПРИЕМА ДО ОТЧИСЛЕНИЯ
- ВАРИАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРЕКОВ СТУДЕНТОВ
- ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
- ФИНАНСЫ УНИВЕРСИТЕТА
- ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Элементы контроля
- Проект № 1В межмодульный период студенты работают над проектами по темам, предложенным преподавателями дисциплины, и презентуют его результаты.
- Проект № 2В межмодульный период студенты работают над проектами по темам, предложенным преподавателями дисциплины, и презентуют его результаты.
- Локальный нормативный актВ качестве итогового задания по дисциплине студенты осуществляют подготовку проекта локального нормативного акта своей образовательной организации. Выбор предмета регулирования согласовывается студентом на основании профессионального интереса студента и его профессиональных потребностей как работника образовательной организации. Должен быть новый документ, а не о внесении изменений в действующие. Проект локального нормативного акта направляется на электронную почту преподавателя.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 3rd module0.6 * Локальный нормативный акт + 0.2 * Проект № 1 + 0.2 * Проект № 2
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Образовательное право : учебник для вузов / А. И. Рожков [и др.] ; под редакцией А. И. Рожкова, В. Ю. Матвеева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 376 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12877-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511356 (дата обращения: 27.08.2024).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Образовательное право : учебник для академического бакалавриата, , 2018