• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Работа с прошлым: память, история и современное искусство

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

В настоящее время вопрос памяти и истории становится все более актуальнымне только в академической сфере, но и среди художников, кураторов и музеев.Появляются новые институции, среди которых музеи совести (музеи Холокоста, музеиГУЛАГа). Кроме того, современные художники начинают работать с семейнымиисториями, личными воспоминаниями и локальными нарративами.В данном курсе внимание акцентировано на художественные практики работы систорией и памятью. В рамках лекционных и семинарских занятий студентыознакомятся с основными способами работы с прошлым в современном искусстве, атакже рассмотрят проекты, реализованные в разных пространствах: музеях, artist-runгалереях, а также в местах памяти. Особое внимание будет уделено работе систорическими материалами, документами, архивами в практиках современныххудожников и кураторов.В рамках курса будет рассмотрен процесс созданиямузейных экспозиций и выставок современного искусства, основанныхдокументальных материалах. Дневники, фотографии и устные истории становятсяосновным материалом для художников и кураторов, работающих с вопросами показаистории и личных воспоминаний.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомиться с направлением работы с историей и памятью в современном искусстве и музеях, получившим особое распространение в последние десятилетия
  • Раскрыть разнообразие художественных практик работы с документальными материалами и архивами, а также разными типами исторической памяти в художественных и музейных проектах
  • Освоить современные методы анализа выставочных проектов и практик современного искусства
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные концепции и проекты, направленные на осмысление памяти и истории
  • Знать основные стратегии работы с памятью и историей в современном искусстве
  • Уметь анализировать выставочные и музейные проекты через обращение к основным концепциям понимания истории и памяти
  • Разработать выставочный проект, основанный на визуальных материалах и концепциях, изученных на курсе
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Память и история. Вопрос документа, свидетельства, архива
  • Музейные практики работы с историей и памятью
  • Музеи совести: способы работы с экспозицией
  • Современное искусство и типы документов
  • Художественные способы работы с памятью в выставочном пространстве
  • Память как отношение
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • блокирующий Выставочный проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 2nd module
    0.4 * Активность на семинарах + 0.6 * Выставочный проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Anthony Gardner, & Charles Green. (2016). Biennials, Triennials, and Documenta : The Exhibitions That Created Contemporary Art (Vol. 1). Wiley-Blackwell.
  • Bernard-Donals, M. F., & Glejzer, R. R. (2001). Between Witness and Testimony : The Holocaust and the Limits of Representation. Albany: State University of New York Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=549454
  • Hansen-Glucklich, J. (2014). Holocaust Memory Reframed : Museums and the Challenges of Representation. New Brunswick, New Jersey: Rutgers University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=716934
  • Marianne Hirsch. (2012). The Generation of Postmemory : Writing and Visual Culture After the Holocaust. Columbia University Press.
  • Murphy, B. L. (2016). Museums, Ethics and Cultural Heritage. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1286156
  • Ott, B. L., Blair, C., & Dickinson, G. (2010). Places of Public Memory : The Rhetoric of Museums and Memorials. Tuscaloosa: University Alabama Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=420079
  • Кривое горе : память о непогребенных, Эткинд, А., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Making histories in museums, , 1999

Авторы

  • Миронова Татьяна Юрьевна