2023/2024
Всё, что вы не хотели знать об образовании, или что об образовании говорит наука
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Когда читается:
1 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Иванов Иван Юрьевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
В последнее время образование стало «новым черным» - темой, которую обсуждают без преувеличения все: от политиков и родителей в социальных сетях до профессиональных блоггеров и стэндаперов. Последние, будучи, тренд-сеттерами, по сути, несут, с одной стороны, определенную повестку, с другой – репрезентируют взгляды «широкой аудитории», которая имеет свое мнение об образовании. Количество порталов и публикаций об образовании растет, их популярность – тоже. При этом образование не рассматривается, как сложная и ключевая сфера исследований, которые имеют важное значение для развития образования, международных подходов к образованию, формирования человеческого капитала, борьбе с неравенством. Исследования образования начинаются с середины девятнадцатого века и достигают своего расцвета и укореняются в т. н. «доказательной образовательной политики». Но как развивается традиция исследований образований, какие есть мифы и заблуждения об образовании, каким будет образование в будущем, и какое отношение к этому имеет наука и исследования образования – всё это вопросы, которые будут рассматриваться в рамках курса «Всё что вы не хотели знать об образовании, или что об образовании говорит наука». Слушатели курса узнают не только об основных направления исследования образования и современных и будущих трендах образования, но и о том, как развиваются исследования, как они подтверждают или опровергают популярные взгляды на образование, на практику. Слушатели курса научатся разбираться в гигантском корпусе источников информации об образовании, анализировать их и использовать в своей жизни, как личной, так и профессиональной.
Цель освоения дисциплины
- Представить обзор генезиса и развития исследований образования, а также современных и актуальных трендов образовательных исследований и глобальной образовательной политики. Сформировать навыки анализа актуальных тредов и хайпов в контексте результатов исследований образования.
Планируемые результаты обучения
- Знать основные этапы развития исследовательской традиции образования и связывать их с историческим контекстом
- Знать и разбираться в основных теоретических призмах в контексте образования
- Знать основные направления и тренды современных исследований образования (по уровню образования и фокусу).
- Уметь осуществлять критический анализ (соотносить и рефлексировать) публичной дискуссии об образовании с актуальными и релевантными исследованиями.
Содержание учебной дисциплины
- История образования и образовательной политики: основные этапы, контекст и эффекты
- Основные этапы и направления исследования образования
- Современные тренды образовательных исследований
- Современные тренды и актуальные направления образовательной политики и будущего образования
Элементы контроля
- Участие в семинарахПосещение и участие в семинарах (онлайн и офлайн). Подготовка и представление материалов (презентации или устные выступления), участие в дискуссии (минимум в 50% семинаров).
- Групповая презентация мини-исследованияИспользуя базу данных, предоставленную преподавателем, и следуя инструкции подготовьте, работая в группе (3-4 человека) презентацию с результатами мини-исследования по теме курса.
- Ключевые проблемы и тренды современного образования (тест с открытыми вопросами)Ответье на вопросы теста, используя открытые источники и материалы курса. Тест состоит из 20 вопросов по тематике курса. Продолжительность теста - 60 мин.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 1 модуль0.3 * Групповая презентация мини-исследования + 0.4 * Ключевые проблемы и тренды современного образования (тест с открытыми вопросами) + 0.3 * Участие в семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 21st century education. Vol.1: ., , 2008
- 21st century education. Vol.2: ., , 2008
- A companion to the anthropology of education, , 2011
- A dictionary of education, , 2009
- An introduction to higher education internationalisation. (2013). Vita e Pensiero. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.hbokennisbank.nl.amsterdam.pure.oai.pure.hva.nl.publications.f376b30e.347b.457d.b6c8.13e1a452fffa
- Ana Cristina Oliveira. (2019). Education policy implementation: trends of research publications (2007-2017). Revista de Estudios Teóricos y Epistemológicos En Política Educativa, 4, 1–16. https://doi.org/10.5212/retepe.v.4.009
- Ball, S. J. (2017). The Education Debate (Third Edition) (Vol. Third edition). Bristol, UK: Policy Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1571979
- Brian A. Jacob, & Lars Lefgren. (2004). Remedial Education and Student Achievement: A Regression-Discontinuity Analysis. The Review of Economics and Statistics, (1), 226. https://doi.org/10.1162/003465304323023778
- Chomsky on democracy and education, Chomsky, N., 2003
- Citizenship education. Vol.4: Action for citizenship education, , 2008
- Comparative Education Review. Vol.52, N.1, , 2008
- Education Glance, & Oecd Indicators. (2014). Education at a Glance 2014. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AFB370A9
- Education trends in perspective : analysis of the world education indicators, , 2005
- Hilton, M. L., Pellegrino, J. W., & National Research Council (U.S.). (2012). Education for Life and Work : Developing Transferable Knowledge and Skills in the 21st Century. Washington, D.C.: National Academies Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=867786
- Jeroen Huisman, Anna Smolentseva, & Isak Froumin. (2018). 25 Years of Transformations of Higher Education Systems in Post-Soviet Countries: Reform and Continuity. Netherlands, Europe: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7CC106C7
- Jeroen Huisman, Harry de Boer, David D. Dill, & Manuel Souto-Otero. (2015). The Palgrave International Handbook of Higher Education Policy and Governance. Palgrave Macmillan.
- Lange, S. (2011). Centre for Educational Research and Innovation (OECD) (2010): Trends Shaping Education 2010. ISBN 978-92-64-07526-9 [Rezension].
- Smolentseva, A. (2017). Where Soviet and neoliberal discourses meet: the transformation of the purposes of higher education in Soviet and post-Soviet Russia. Higher Education (00181560), 74(6), 1091–1108. https://doi.org/10.1007/s10734-017-0111-7
- Walton, E. L., SAALED (Society), Moonsamy, S., & UNESCO Chair in Teacher Education for Diversity and Development. (2015). Making Education Inclusive. Cambridge Scholars Publishing.
- Whinnery, E., Rafa, A., Wolff, K., & Education Commission of the States, A. E. P. (AEP). (2018). Creative Youth Development: Transforming the Learning Environment. Education Trends. In Education Commission of the States. Education Commission of the States.
- Wiseman, A. W., & Taylor, C. S. (2017). The Impact of the OECD on Education Worldwide. Bingley: Emerald Publishing Limited. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1427921
Рекомендуемая дополнительная литература
- Из тайных архивов русской школы : история образования в портретах и документах, Цирульников, А. М., 2021
- История образования и педагогической мысли за рубежом и в России : учеб. пособие для вузов, Андреева, И. Н., 2002
- Философия и история образования : учеб. пособие для вузов, Степашко, Л. А., 2003