2023/2024
Методы филологических исследований
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Школа филологических наук
Когда читается:
1-3 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Абелюк Евгения Семеновна
Язык:
русский
Кредиты:
9
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
Курс адресован практикующим преподавателям средней школы, имеющим высшее профессиональное образование и опыт самостоятельного применения по крайней мере некоторых методов филологических исследований, а также опыт обучения школьников этим методам в адаптированном для школы виде. Учитывая специфику и потребности аудитории, целью курса является уточнение и обновление сведений и навыков в области филологического анализа (в соответствии с современным состоянием науки и филологической практики).
Цель освоения дисциплины
- Изучение курса предполагает актуализацию знаний и навыков, в свое время полученных магистрантами при получении высшего образования. Отдельные темы курса находят более подробную разработку в некоторых дисциплинах, читающихся одновременно («Литература и политическая социальная история», «Языковые компетенции в курсе русской литературы»), и, соответственно, курс выступает как систематизирующий; Основные положения и навыки, полученные в результате освоения курса, могут быть использованы прежде всего в ходе работы в научно-исследовательском семинаре, при подготовке курсовых работ, а также развиты при изучении дисциплин, читаемых на 2 курсе: «Техники анализа и интерпретации в различных школах литературоведения», «Филология в системе современного гуманитарного знания».
Планируемые результаты обучения
- использовать современные средства библиографического поиска, как в печатных источниках, так и в электронных базах, в том числе и для осуществления самостоятельной научной работы;
- оценить характер и степень сложности текстологических проблем, ко-торые могут иметь значение для понимания классического текста (творческая история и изменение исходного замысла; творческая история и вопрос о цельности произведения; проблема выбора основной редакции, и т.п.);
- с большей уверенностью ориентироваться в существующих критиче-ских изданиях классических текстов, в том числе и для того, чтобы рекомендовать эти издания учащимся; уточнить свои представления о современных библиотеках и архивах,
- Применение полученных теоретико-литературных и историко-культурных знаний в научно-исследовательской и экспертной работе
- Критическое чтение научных и критических публикаций, корректное изложение и реферирование прочитанного
- Составление историко-культурного комментария к художественному тексту, написание научной статьи, экспертного заключения
- Участие в научной дискуссии и ведение дискуссии; грамотной, доступной и яркой презентации своей работы.
Содержание учебной дисциплины
- Текстология и библиография как негерменевтические, вспомогательные дисциплины
- Филологический комментарий
- Точные методы в гуманитарных наукахСпоры вокруг статьи: Шапир М.И. «Тебе числа и меры нет». О возможностях и границах «точных методов» в гуманитарных науках. // Вопросы языкознания, 2005. № 1.
- Уровневый анализ текста
- Структурализм
Элементы контроля
- Письменная работа1) Комментарий к поэтическому тексту, содержащему экфразу 2) Анализ текста с культурными аллюзиями
- Контрольная работа
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 2nd module0,5 письменная активность + 0,5 тест
- 2023/2024 3rd module2 мод (0,5 письменная активность + 0, 5 тест) * 0,5 + 3 мод. (0, 5 письменная работа + 0, 5 контрольная работа) * 0,5
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- АФАНАСЬЕВ АНТОН СЕРГЕЕВИЧ. (2016). Теория текста в работах Ролана Барта и Жака Деррида: гендерный аспект. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DA5F6DA
- КАЛИНИН ИЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВИЧ. (2016). Виктор Шкловский Versus Роман Якобсон: Война Языков. Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика, 3.
- Самойо, Т. Ролан Барт: биография / Т. Самойо ; пер. с фр. И. Кушнарёвой, А. Васильевой ; под науч. ред. И. Кушнарёвой. — Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. — 57 с. - (Интеллектуальная биография). - ISBN 978-5-7749-1400-5. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1042671
- Суренская, М. (2010). Ю.М. Лотман О Бытовом Поведении В Русской Культуре Xviii В. Аналитика Культурологии, (18). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14474536
Рекомендуемая дополнительная литература
- Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 414 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09445-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471538 (дата обращения: 27.08.2024).
- ГОЛОВКО ВЯЧЕСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ. (2017). Актуализация Герменевтического Подхода В Философии Литературного Жанра М.М. Бахтина. Вестник Томского Государственного Университета, (416). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.17021734
- Гончаренко Илья Георгиевич. (2006). Автор, Сказ И Диалог В Трактовке В. В. Виноградова И М. М. Бахтина. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.91C9462C
- Корсакова, Ю. (2012). О Развитии Текстологии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2591ED45
- Пешков И.В. (n.d.). Р. Барт и М. Фуко о генезисе категории авторства. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fr-bart-i-m-fuko-o-genezise-kategorii-avtorstva
- Юрий Лотман. (n.d.). Внутри мыслящих миров.