Магистратура
2023/2024
Цифровая трансформация образовательной организации
Статус:
Курс обязательный (Управление образованием)
Направление:
38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Карлов Иван Александрович
Прогр. обучения:
Управление образованием
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
В условиях быстрого развития и массового распространения цифровых технологий образовательным организациям приходится кардинально менять подходы и практики своей деятельности. Эти изменения, получившие название «цифровая трансформация», происходят на всех уровнях образования и во всех типах образовательных организаций. В рамках курса мы вместе постараемся дать ответы на вопросы, как изменения, происходящие в обществе и отраслях экономики, наиболее остро влияют на систему образования и отдельные образовательные организации, какие новые возможности для обучения и управления дают современные цифровые технологии, а также как разработать и реализовать программу цифровой трансформации, обеспечивающую развитие и благополучие образовательной организации, ее педагогов и обучающихся. Курс будет проходить в формате стратегической сессии, в ходе которой слушателям предстоит разработать стратегию цифровой трансформации собственной образовательной организации. Отдельное внимание будет уделено вопросам целеполагания и оценки эффектов, осознанного выбора перспективных цифровых технологий, разработки новых и трансформации существующих бизнес-процессов, управления на основе данных.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины является осмысление идей и принципов цифровой трансформации общества, системы образования и образовательных организаций и формирование навыков разработки основных элементов стратегии цифровой трансформации базовых процессов образовательной организации в условиях развития и массового распространения ключевых цифровых технологий, таких как искусственный интеллект, иммерсивные технологии и интернет вещей.
Планируемые результаты обучения
- Анализировать и сравнивать различные рамочные и целевые модели цифровой трансформации образовательных организаций.
- Аргументированно выбирать типы аналитических моделей для решения практических задач управления образовательной организацией
- Аргументированно выбирать целевую и рамочную модель цифровой трансформации в соответствии с целями и спецификой конкретной образовательной организации.
- Выбирать наиболее подходящие цифровые технологии и аргументировать их использование в различных процессах и управленческих ситуациях
- Выявлять и анализировать мотивы и потребности различных стейкхолдеров образовательных организаций в условиях массового распространения цифровых технологий
- Моделировать аналитические сервисы для управления организацией на основе данных
- Моделировать взаимодействие участников процессов образовательной организации в цифровой среде.
- Объяснять принципы и подходы, используемые в методологии управления на основе данных
- Описывать тенденции в области развития и распространения цифровых технологий, оказывающих наибольшее влияние на систему образования.
- Оценивать риски и возможности, которые возникают при использовании ключевых цифровых технологий в образовательных организациях
- Различать и классифицировать типы данных, используемые в образовательных организациях, и их источники.
- Различать и объяснять роль новых игроков, приходящих на традиционные рынки в условиях цифровой экономики
- Различать и описывать различные фазы и стадии цифровой трансформации образовательных организаций.
- Разрабатывать структуру и основные положения стратегии цифровой трансформации образовательной организации.
- Знать и понимать основные концепции искусственного интеллекта, понимать прикладные аспекты использования технологий искусственного интеллекта в образовании
- Отличает теоретические и практические подходы к описанию организаций. Формулирует основные принципы структурного (функционального), проектного и процессного подходов.
- Моделирует бизнес процессы образовательных организаций с использованием нотации IDEF0.
- Отличает основные, вспомогательные и связующие процессы образовательных организаций. Иллюстрирует примерами из реальной практики образовательных организаций.
- Формулирует принципы реинжиниринга бизнес процессов образовательных организаций в контексте цифровой трансформации.
- Различает основные модели анализа данных, используемые в машинном обучении. Использует методы машинного обучения для решения прикладных задач анализа данных в управлении образовательной организацией.
Содержание учебной дисциплины
- Образование в развивающейся цифровой среде
- Стратегии цифровой трансформации
- Процессы организации и их цифровая трансформация
- Управление на основе данных
Элементы контроля
- Подготовка кейса использования цифровых технологий в образовании
- Тестирование по онлайн-модулю «Данные в образовании»
- Тестирование по онлайн-модулю «Процессный подход в образовании»
- Подготовка кейса использования аналитических сервисов в образовательной организации
- Групповой проект по разработке стратегии и плотного проекта цифровой трансформации
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 2nd module0.4 * Групповой проект по разработке стратегии и плотного проекта цифровой трансформации + 0.2 * Подготовка кейса использования аналитических сервисов в образовательной организации + 0.2 * Подготовка кейса использования цифровых технологий в образовании + 0.1 * Тестирование по онлайн-модулю «Данные в образовании» + 0.1 * Тестирование по онлайн-модулю «Процессный подход в образовании»
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- BPM для начинающих : моделирование бизнеса с ARIS Design Platform, Дэвис, Р., 2008
- Вторая эра машин : работа, прогресс и процветание в эпоху новейших технологий, Бриньолфсон, Э., 2017
- Машина, платформа, толпа : наше цифровое будущее, Макафи, Э., 2019
- Нечеткие модели анализа данных и принятия решений : учебное пособие, Броневич, А. Г., 2022
- Свод знаний по управлению бизнес-процессами BPM CBOK 3.0, науч. ред. А. А. Белайчук, В. Г. Елифёров ; пер. с англ., 478 с., , 2016
- Уваров Александр Юрьевич. (n.d.). Модель Цифровой Школы И Цифровая Трансформация Образования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fmodel-tsifrovoy-shkoly-i-tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya
- Управление на основе данных. Как интерпретировать цифры и принимать качественные решения в бизнесе, пер. с англ. Ю. Константиновой, 191 с., Филлипс, Т., 2017
- Цифровая трансформация : как выжить и преуспеть в новую эпоху, Сибел, Т., 2021
- Цифровая трансформация бизнеса : изменение бизнес-модели для организации нового поколения, Вайл, П., 2019
- Цифровая трансформация Китая : опыт преобразования инфраструктуры национальной экономики, , 2019
Рекомендуемая дополнительная литература
- Alpina - 18612 - П.Вайл; С.Ворнер - Цифровая трансформация бизнеса: Изменение бизнес-модели для организации нового поколения - 9785961422504 - Альпина Паблишер - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/18612