Бакалавриат
2023/2024
Зоология позвоночных
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Когнитивная нейробиология)
Направление:
06.03.01. Биология
Кто читает:
Базовая кафедра Института биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН
Где читается:
Факультет биологии и биотехнологии
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
54
Программа дисциплины
Аннотация
Зоология – это фундаментальная наука, которая обобщает молекулярно-генетические, физиологические, морфологические и поведенческие направления исследований животных в рамках экологического и эволюционного подходов. С этой точки зрения курс зоологии позвоночных можно рассматривать как базовый или фундаментальный для понимания строения и жизнедеятельности представителей позвоночных животных, к которым относится в том числе и человек. Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к образовательным результатам и результатам обучения студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Зоология позвоночных животных», учебных ассистентов и студентов направления подготовки 06.03.01 Биология, обучающихся по образовательной программе «Когнитивная нейробиология». Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с: Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 06.03.01 Биология; Образовательной программой «Когнитивная нейробиология» и объединенным учебным планом по образовательной программе «Когнитивная нейробиология». Данная учебная дисциплина включена в раздел «Базовая часть» Учебного плана 06.03.01 Биология и относится к базовой профильной части. Осваивается на 1 курсе во 2 модуле. Изучение данной дисциплины базируется на результатах освоения дисциплины «Зоология беспозвоночных животных». Основные положения дисциплины «Зоология позвоночных животных» будут использоваться при прохождении практики на 1 курсе образовательной программы «Когнитивная нейробиология».
Цель освоения дисциплины
- расширение и углубление биологического образования студентов.
- формирование естественно-научного мировозрения, понимание проблем и современного состояния мегасистемы животного царства.
- изучение внешнего и внутреннего строения, скелета, систематики, экологии и происхождения всех основных классов Позвоночных.
- знание закономерностей развития животного мира от примитивных хордовых (класс Бесчерепные) до млекопитающих (включая человека) и птиц, морфофизиологической организации, филогении, особенностей эмбриогенеза, физиологии, воспроизведения, географического распространения, роли в экосистемах и практического значения основных типов и классов позвоночных животных, важности сохранения биоразнообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом, истории становления зоологии как науки.
- умение ориентироваться в морфологическом и видовом разнообразии животных, в том числе редких и исчезающих видов и групп, в методологии систематики животных, основных направлениях эволюции и морфофизиологической организации главнейших таксонов; определять животных, рассказывать об основных биологических особенностях строения типов беспозвоночных.
- владение навыками творческого обобщения полученных знаний, конкретного и объективного изложения своих знаний в письменной и устной форме, определения таксономической принадлежности животных, камеральной обработки зоологического материала, работы со световыми микроскопами, зарисовки и оформления результатов работы; техникой и методикой осуществления лабораторного синтеза и выделения несложных органических соединений и их идентификации; техникой и методикой демонстрационного эксперимента; техникой безопасности при выполнении химических экспериментов.
Планируемые результаты обучения
- Знание анатомии агамы или другого представителя класса рептилий.
- Знание анатомии ланцетника.
- Знание анатомии щуки или иного представителя костных рыб.
- Знание их роли в экосистемах.
- Знание особенности развития и строения личинок асцидий. Умение обосновать присутствия оболочников в типе хордовых. Знание гипотез о происхождении хордовых.
- Знание роли млекопитающих в экосистемах.
- Знание роли птиц в экосистемах.
- Изучение анатомии крысы.
- Изучение анатомии перепела или иного представителя класса птиц.
- Изучение биологического разнообразия млекопитающих, различных экологических групп этого класса.
- Изучение определений, методов и задач зоологии позвоночных, основных этапов ее развития. Знание основных законов эволюции животных.
- Изучение позвоночных животных и истории планеты (с элементами зоогеографии).
- Изучение позвоночных животных и экологии биосферы.
- Ознакомление с анатомией травяной лягушки.
- Ознакомление с биологическим разнообразием амфибий.
- Ознакомление с биологическим разнообразием костных рыб.
- Ознакомление с биологическим разнообразием птиц, различными экологическими группами этого класса.
- Ознакомление с биологическим разнообразием рептилий в настоящее время и в прошлом.
- Освоение анатомии акулы.
- Освоение анатомии миноги.
- Освоение биологического разнообразия бесчелюстных и хрящевых рыб в настоящее время и в прошлом.
- Освоение их роли в экосистемах.
- Усвоение их роли в экосистемах.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в предмет.
- Тема 2. Ланцетник – современный представитель подтипа Головохордовых – простейшая «модель» хордовых.
- Тема 3. Два подтипа Низших Хордовых: подтип Головохордовые и подтип Оболочники.
- Тема 4. Комплексная морфологическо-экологическая характеристика подтипа позвоночных.
- Тема 5. Комплексная морфологическо-экологическая характеристика раздела челюстноротых.
- Тема 6. Биологическое разнообразие хрящевых рыб.
- Тема 7. Класс костные рыбы.
- Тема 8. Биологическое разнообразие костных рыб.
- Тема 9. Амфибии как первый класс наземных позвоночных.
- Тема 10 Биологическое разнообразие амфибий.
- Тема 11. Анамнии и амниоты.
- Тема 12 Биологическое разнообразие рептилий.
- Тема 13. Комплексная морфологическо-экологическая характеристика класса млекопитающих.
- Тема 14. Биологическое разнообразие млекопитающих.
- Тема 15. Комплексная морфологическо-экологическая характеристика класса птиц.
- Тема 16. Биологическое разнообразие птиц.
- Тема 17. Позвоночные животные и история планеты.
- Тема 18. Позвоночные животные и экология биосферы.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Машинская, Н. Д. Зоология позвоночных : учебное пособие для вузов / Н. Д. Машинская, Л. А. Конева, Р. В. Опарин. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 213 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12936-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476894 (дата обращения: 27.08.2024).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Зоология позвоночных : учебник для вузов, Дзержинский, Ф. Я., 2014