• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Методы социальных исследований

Статус: Курс обязательный (Управление образованием)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Управление образованием
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 20

Программа дисциплины

Аннотация

Курс формирует представления о доказательном подходе в образовании. Знакомит слушателей с тем, что такое информационная основа для принятия решений, оценки эффективности изменений, программ, политик и других исследовательских и управленческих ситуаций. Курс знакомит студентов с основными видами дизайна исследований в образовании, а также нацелен на формирование «методологической чувствительности» или критического взгляда на методологию исследования. Этот курс поможет научиться видеть сильные и слабые стороны в методологии любого этапа исследования – в постановке исследовательского вопроса, в инструментарии сбора и анализа данных, в оценке достаточности оснований для выводов исследования и т.д., а также интерпретировать результаты исследований. В результате успешного освоения курса студент будет уметь использовать результаты исследований в своей профессиональной деятельности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирует представление о доказательном подходе в исследованиях в области образования;
  • знакомит слушателя с информационной средой, позволяющей принимать взвешенные решения с опорой на эмпирические результаты
  • формирует представление об основных дизайнах исследований, направлен на развитие "методологической чувствительности", позволяющей видеть сильные и слабые стороны в методологии исследований
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит и различает основные виды дизайнов исследований в образовании
  • Знает/понимает, что такое доказательная база для принятия решений, изучения ситуации (what is evidence). Различает источники информации для принятия решений
  • Интерпретирует данные исследований в области образования, понимает различия между дизайнами и методологиями исследований
  • Называет основные источники данных релевантных для проведения исследований в образовании
  • Проектирует (разрабатывает) заказ на исследование, проверяет адекватность выбранного дизайна целям или исследовательскому вопросу
  • Студент может аргументировать когда (на каком этапе принятия решений) и с какой целью (что именно нуждается в обосновании) необходимо найти доказательную основу для принятия решений/провести исследование
  • Формулирует исследовательский вопрос на основе анализа реальной ситуации. Выявляет исследовательскую составляющую в реальной ситуации
  • Формулирует признаки качественной и некачественной реализации различных этапов исследования (отличает хорошее исследование от плохого)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Доказательный подход в управлении образованием
  • Тема 2. Дизайн и методология исследования
  • Тема 3. Методы сбора данных
  • Тема 4. Анализ и интерпретация данных
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Задание "Миф ли это?"
    Студенты выполняют задание, основанное на подтверждении или опровержении некоторых суждений, опираясь на данные конкретного исследования. Задание выполняется в группах по 2-3 человека, группы определяются случайным образом. Каждая группа получает собственный "миф" / суждение.
  • неблокирующий Дизайн предпроектного исследования по теме Практики
    Студенты в группе описывают Дизайн предпроектного исследования по теме практики
  • неблокирующий Портфель методов
    Настоящее задание формирует более глубокое понимание методов, применяемых в социальных науках для сбора данных. Вы познакомитесь с основными классификациями методов сбора данных, а также с их преимуществами и ограничениями. Выполнение задания включает в себя несколько шагов: Работа в команде по углубленному изучению одного из методов - команда и метод достаются случайно, заполнение шаблона на Miro (Шаг 1) а) Выбор роли и определение состава команды (до 7 человек) для сбора портфеля методов Командная работа по сбору портфеля методов, исходя из вашей роли (Шаг 2) а) Представление портфеля проектов командой б) Обратная связь на синхронном занятии для других команд - Оценка портфелей других команд
  • неблокирующий Дизайн качественного/количественного исследования
  • неблокирующий Описание инструментария исследования
    Студенты делают описание инструментария исследования по теме с учетом Дизайна и требований журналов
  • неблокирующий Планируемая и реализованная выборка исследования
    Студенты проектируют выборку исследования в рамках выбранного дизайна. Определяют критерии оценки реализованной выборки
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 3rd module
    0.4 * Дизайн предпроектного исследования по теме Практики + 0.4 * Дизайн предпроектного исследования по теме Практики + 0.2 * Задание "Миф ли это?" + 0.2 * Задание "Миф ли это?" + 0.4 * Портфель методов + 0.4 * Портфель методов
  • 2024/2025 1st module
    0.6 * Дизайн качественного/количественного исследования + 0.6 * Дизайн качественного/количественного исследования + 0.2 * Описание инструментария исследования + 0.2 * Описание инструментария исследования + 0.2 * Планируемая и реализованная выборка исследования + 0.2 * Планируемая и реализованная выборка исследования
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Creswell, J. W. . (DE-588)133331512, (DE-627)543371581, (DE-576)164944168, aut. (1994). Research design qualitative & quantitative approaches John W. Creswell.
  • Думай медленно... решай быстро, Канеман, Д., 2019
  • Социологический метод : практ. пособие по социологии, Хеллевик, О., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • In Search of Evidence: Empirical findings and professional perspectives on evidence-based management. (2015).
  • The shaping of American higher education : emergence and growth of the contemporary system, Cohen, A. M., 2010