2023/2024
Север и Арктика с точки зрения социальных и гуманитарных наук
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Общеуниверситетский факультатив
Кто читает:
Школа лингвистики
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для всех
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Основная цель предлагаемого курса — сформировать у студентов всестороннее представление об обширном регионе, который условно называется «Север и Арктика», и познакомить их с основными тенденциями изучения этого региона в современных социальных и гуманитарных науках. На семинарских занятиях обучающиеся обсуждают тексты современных исследований, посвященных этому региону. Подробно рассматриваются темы индустриализации Арктики и Севера и социальные проблемы коренных малочисленных народов Севера. В результате освоения дисциплины слушатель должен: иметь представление о границах и географии изучаемого региона, об истории заселения и о составе населения Арктики и Сибири, а также об основных демографических и этнокультурных процессах в регионе; уметь критически анализировать концепцию «освоения» региона и характер отношений между различными категориями населения региона, а также современные этнокультурные и этноязыковые процессы в регионе; иметь навыки анализа актуальных экономических процессов и основных экологических проблем в регионе, а также современной политико-экономической ситуации в регионе и роли Арктики и Севера в глобальных политических и экономических процессах; обладать знаниями о трансграничных и транснациональных процессах в регионе, повседневной жизни и социальном взаимодействии на Севере, о различных типах расселения и об особенностях мобильности и коммуникаций на Севере, а также об особенностях социальной жизни на Севере.Учебный курс обновлен в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325). При разработке и реализации учебного курса используются новейшие результаты, полученные в рамках проектов Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».
Цель освоения дисциплины
- сформировать у студентов всестороннее представление о Севере и Арктике
- познакомить студентов с основными тенденциями изучения Севера и Арктики в современных социальных и гуманитарных науках
Планируемые результаты обучения
- анализирует характер отношений между различными категориями населения региона
- имеет представление о границах изучаемого региона
- имеет представление о повседневной жизни и социального взаимодействия на Севере
- имеет представление о различных типах расселения в регионе (городские, сельские поселения, в том числе моногорода, и кочевой образ жизни)
- имеет представление о роли Арктики и Севера в глобальных политических и экономических процессах
- имеет представление о современной политико-экономической ситуации в регионе
- имеет представление о составе населения изучаемого региона
- имеет представление о трансграничных и транснациональных процессах в регионе
- имеет представление о физической географии изучаемого региона
- имеет представление о языковой ситуации на территории изучаемого региона
- имеет представление об актуальных экономических процессах в изучаемом регионе
- имеет представление об истории заселения Арктики и Сибири
- имеет представление об основных демографических и этнокультурных процессах в изучаемом регионе
- имеет представление об основных экологических проблемах в изучаемом регионе
- имеет представление об особенностях мобильности и коммуникаций на Севере
- имеет представление об особенностях социальной жизни на Севере (сети обмена и взаимопомощи, subsistence economy и др.)
- имеет представление об этнической карте изучаемого региона
- критически анализирует концепцию «освоения» региона
- критически анализирует современные этнокультурные и этноязыковые процессы в регионе
- критически осмысляет общественно-политический дискурс в отношении изучаемого региона
- представляет себе историю промышленного освоения Сибири и Арктики
- различает и уверенно использует термины, называющие отдельные части региона (Арктика, Север, Сибирь и так далее)
Содержание учебной дисциплины
- Введение в североведение
- История заселения и современное население Севера и Сибири
- Арктика, Север и Сибирь: история освоения
- Языки и народы Арктики и Сибири
- Экономика и экология Арктики, Сибири и Севера
- Арктика в глобальном контексте
- Жизнь на Севере
Элементы контроля
- ЭссеЭссе по соответствующим темам (Население Арктики; Экономика и экология Арктики; Повседневность Арктики) объёмом 1-1,5 тыс. слов
- Итоговое эссе для высших оценокОбобщающее эссе по всей программе курса (тема выбирается свободно) для получения оценок 9 и 10.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.2 * Итоговое эссе для высших оценок + 0.4 * Эссе + 0.4 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Арефьев, А. Л. Социология языка. Языки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока : монография / А. Л. Арефьев ; под редакцией Г. В. Осипова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 355 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-10786-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431519 (дата обращения: 28.08.2023).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Садохин, А. П., Народы Севера России: обычаи, традиции, культура : справочное издание / А. П. Садохин, Ю. П. Шабаев, ; под ред. А. П. Садохина, Ю. П. Шабаева. — Москва : КноРус, 2017. — 750 с. — ISBN 978-5-406-06471-9. — URL: https://book.ru/book/928865 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.