• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Философская антропология

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (История)
Направление: 46.03.01. История
Где читается: Факультет менеджмента (Пермь)
Когда читается: 5-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Философская антропология» направлен на формирование целостного представления о ключевых философско-антропологических идеях и концепциях XX–XXI вв. Курс построен как панорама различных философских подходов к пониманию человека, предложенных наиболее значимыми мыслителями за последние сто лет – от классиков философской антропологии до современных сторонников транс- и постгуманизма. Отдельно рассматривается «философия искусственного интеллекта» (Гёдель, Хомский, Винсент Мюллер, Кревье и т.д.) и работа с GPT для решения темпоральных и антропологических философских вопросов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью курса является освоение студентами основных философско-антропологических концепций, ознакомление с ключевыми проблемами философии человека и дискуссиями, разворачивающими внутри ее проблемного поля, а также овладение вокабуляром и категориальным аппаратом современной философской антропологии. Особое внимание в курсе уделяется рассмотрению и анализу «образов человека» и философско-антропологических метафор, ставших яркими эмблемами современного взгляда на человека – «человек эксцентрический», «человек символический», «бунтующий человек», «человек играющий», «человек эротический» и т. д.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты владеют методами исследования, сложившимися в философской /культурной антропологии
  • Студенты владеют навыками коммуникации компетенцией в рамках межличностных и профессиональных взаимодействий
  • Студенты владеют навыками оценки и философского анализа динамики социокультурных процессов современного общества
  • Студенты знают ведущие философско-антропологические теории, определившие вектор развития данной области знаний
  • Студенты знают ключевые философско-антропологические концепции и культурантропологические школы
  • Студенты знают основной корпус базовых текстов
  • Студенты знают основные методологические подходы, сложившиеся в философской /культурной антропологии
  • Студенты умеют использовать усвоенные знания для дальнейшего развития своих профессиональных компетенций
  • Студенты умеют критически оценивать методологические границы и возможности философско-антропологических теорий
  • Студенты умеют применять полученные теоретические знания в различных формах социальной и профессиональной деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Философская антропология ХХ века как попытка целостного понимания человека.
  • Тема 2. Программа философского познания человека М. Шелера. «Положение человека в Космосе».
  • Тема 3. Философская антропология Х. Плеснера.
  • Тема 4. «Антропо-биологическая» философия А. Гелена.
  • Культурная (социальная) антропология в структуре социо-гуманитарного знания
  • Научная теория культуры в культурантропологической традиции
  • Методология культурантропологических исследований
  • Историческая динамика культуры
  • Тема 17. Континентальная философия после Второй мировой войны
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    В данном виде контроля оценивается активность студентов на семинарских занятиях, степень их готовности к семинарам, участие в содержательном обсуждении предложенной темы занятия.
  • неблокирующий Эссе (письменная работа)
    Данный вид контроля предполагает написание эссе (письменной работы), посвященной анализу и творческой интерпретации ключевых работ и идей виднейших представителей философско-антропологической мысли XX века: М. Шелера, Х. Плеснера, А. Гелена, М. Хайдеггера, Э. Кассирера, М. Бубера, Э. Левинаса, Р. Жирара и др.
  • неблокирующий Итоговое тестирование
    Данная форма контроля предполагает проведение итогового тестирования по темам, представленном в программе учебной дисциплине.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 3rd module
    0.3 * Итоговое тестирование + 0.3 * Работа на семинарских занятиях + 0.4 * Эссе (письменная работа)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Benedict, R. (1989). The Chrysanthemum and the Sword. Boston, Mass: Mariner Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=10167
  • Geertz, C. (DE-588)118965182, (DE-576)161077250. (1973). The interpretation of cultures : selected essays / by Clifford Geertz. New York, NY: Basic Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.004027388
  • Malinowski, B. (2014). A Scientific Theory of Culture and Other Essays : [1944]. Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=816797
  • Malinowski, B., & Young, M. W. (2017). Routledge Revivals: The Ethnography of Malinowski (1979) : The Trobriand Islands 1915-18. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1552975

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A. R. Radcliffe-Brown. (1977). Two letters from Radcliffe-Brown to Evans-Pritchard. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B9FE028B
  • E. E. Evans-Pritchard. (1960). The Organization of a Zande Kingdom. Cahiers d’études Africaines, (4), 5. https://doi.org/10.3406/cea.1960.3678
  • E. E. Evans-Pritchard. (1973). Some reminiscences and reflections on fieldwork. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6443D7CC
  • E. E. Evans-Pritchard. (1973). The intellectualist (English) interpretation of magic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.95811B2
  • E. E. Evans-Pritchard. (1996). A glimpse of Evans-Pritchard through his correspondence with Lowie and Kroeber[selection and introduction by P. Matthey]. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B6201C9A
  • Evans-Pritchard, E. (2004). Social Anthropology. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=650150
  • Malinowski, B. (1884-1942). (1926). Myth in primitive psychology ; Psyche Miniatures. General Series ; no 6. Poland, Europe: Kegan Paul, Trench Trubner & Co., Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5A35B22B
  • Malinowski, B. (1922). Ethnology and the Study of Society. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.89E02FF4
  • Malinowski, B. (2013). The Father in Primitive Psychology and Myth in Primitive Psychology : [1927]. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=570335
  • Radcliffe Brown, A. (2011). Some Problems of Bantu Sociology. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.37F371A5
  • Radcliffe-Brown, A. R. (Alfred R. 1881-1955. (1922). The Andaman islanders; a study in anthropology (Anthony Wilkin studentship research, 1906) by A.R. Brown. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.10B9E6A6
  • Radcliffe-Brown, A. R., & Kuper, A. (2004). The Social Anthropology of Radcliffe-Brown. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=661115

Авторы

  • Мингалев Виталий Викторович
  • Прозументик Кирилл Витальевич