2023/2024
Вверх по лестнице, ведущей вниз: школа в современном обществе
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Когда читается:
4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
42
Программа дисциплины
Аннотация
Школа – это система, которая играет большую роль во взрослении детей, выполняя не только свою официальную функцию образовательного института, но и не менее важную, но неофициальную, функцию социального контекста. Школа во многом является для учеников моделью социума. Она на протяжении многих лет влияет на то, какие ценности, нормы и паттерны поведения формируются у детей, чего они ждут от мира, который находится за пределами школы, какие отношения и способы самовыражения считают для себя подходящими. Даже после окончания школы уже выросшие школьники в разных формах сталкиваются с эхом своего школьного опыта – счастливого, унылого, травматичного, разнообразного. Современное образование становится все более неоднородным, и школа перестала быть обязательным элементом взросления ребенка, но это обстоятельство сделало вопрос о роли школы в жизни ребенка еще более актуальным. Данный курс направлен на то, чтобы дать студентам разных направлений представление о школе как комплексном источнике опыта, оказывающем серьезное влияние на благополучие и социализацию детей в дальнейшем. Для этого, опираясь на ключевые исследования, мы рассмотрим такие темы, как школьный климат, благополучие школьников, взаимодействие семьи и школы, остановимся на таких вопросах, как поддержка автономии учащихся, буллинг, выгорание, обсудим роль школы в дальнейшей образовательной траектории человека. Отдельный акцент будет сделан на присутствии школьной тематики в медиа и массовой культуре. Курс будет полезен не только тем, кто связан со школой в силу профессиональной деятельности, но и более широкой студенческой аудитории, интересующейся психологией и социологией образования и взглядами современных исследователей на школу как элемент повседневности детей.
Цель освоения дисциплины
- познакомить обучающихся с наиболее актуальными работами по теме курса
- сформировать у обучающихся рефлексивный взгляд на школу и разные форматы обучения
- сформировать у обучающихся представление о том, с помощью каких данных и теоретических подходов и методов можно изучать современную школу
Планируемые результаты обучения
- студенты называют основные современные теоретические подходы к изучению школы
- студенты называют возможные источники данных для изучения школы
- студенты называют возможные методы для изучения школы
- студенты называют теоретико-методологические подходы к изучению благополучия школьников и его компоненты
- студенты называют потенциальные источники образовательного неравенства, связанные с организацией образовательного пространства
- студенты называют возможные модели взаимодействия семьи и школы
- студенты называют основные функции школы в формировании образовательных траекторий молодых людей
- студенты называют возможные методы для изучения образа школы в СМИ
Содержание учебной дисциплины
- Школа в зеркале различных дисциплин
- Форматы и подходы к школьному обучению: сходство, различия, проблемы переходов
- Школьный климат как конструкт для оценки школы как системы
- Агрессия в школе. Буллинг и конфликты
- Выгорание педагогов и школьников
- Саморегуляция обучения
- Мотивация и метапознание
- Цифровизация школьного пространства
- Педагоги и их роль, педагогические стили
- Семья и школа: взаимодействие
Элементы контроля
- Активность на занятияхОтветы на вопросы, участие в обсуждениях, инициативные обсуждения
- Задание 1. Анализ антибуллинговой программыВ парах выбор антибуллинговой программы и подготовка выступления на 5 мин по структуре: название, время, место, авторы разработки, компоненты, эффективность, достоинства и недостатки, сайт программы
- Задание 2. Эксперимент по саморегуляцииСтуденты проходят опросник по саморегуляции, определяют сферы, которые им хотелось бы улучшить и экспериментируют с различными стратегиями. Часть заданий будут выполняться во время занятий, а другая часть в качестве домашнего задания.
- Задание 3. Исследовательский мини-проектИсследовательский мини-проект на основе конструктов, обсуждающихся на курсе (например, фильма или сериала)
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.1 * Активность на занятиях + 0.3 * Задание 1. Анализ антибуллинговой программы + 0.3 * Задание 2. Эксперимент по саморегуляции + 0.3 * Задание 3. Исследовательский мини-проект
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Возрастная психология : учебник для вузов, Обухова, Л. Ф., 2010
- Образование за стенами школы : как родители проектируют образовательное пространство детей, , 2020
- Секретный мир детей в пространстве мира взрослых, Осорина, М. В., 2009
Рекомендуемая дополнительная литература
- Психология возрастных кризисов : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений, Поливанова, К. Н., 2000