• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Семантика (Московская семантическая школа и близкие теории)

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1-4 модуль
Онлайн-часы: 2
Охват аудитории: для всех
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс для лингвистов, переводчиков, преподавателей русского языка в школе. Целевая аудитория данного онлайн-курса ВШЭ – студенты вузов, изучающие семантику, лексикографию, современный русский язык, перевод, а также любые слушатели, заинтересованные в том, как язык передает смысл. Задача курса – дать представление о практическом применении достижений современной семантики в языковом анализе, обучении языку, преподавании русского языка, чтении литературы. Слушатели онлайн-курса научатся устанавливать значения слов по их употреблению в языке, сравнивать синонимы, находить смысловые связи между словами, определять, как возникает и развивается лексическая многозначность. Они научатся применять семантические методы для анализа языка СМИ и художественных текстов, в частности, смогут объяснить способы привлечения внимания в новостных заголовках, возникновение новых метафор или механизмы создания юмористического эффекта. Они освоят базовые методы корпусного семантического анализа, поймут, как объяснять значение и употребление русских слов иностранным студентам, приобретут навыки, полезные для проведения лингвистических кружков в школе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Задача курса – дать представление о практическом применении достижений современной семантики в языковом анализе, обучении языку, преподавании русского языка, чтении литературы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет работать с корпусами
  • Умеет писать аналитические толкования
  • Умеет сравнивать синонимы
  • Умеет проводить сбор корпусных данных, осуществлять семантический анализ, определять семантическую структуру слова, устанавливать семантические отношения между словами, выделять значения у многозначных слов, применять семантические понятие в анализе языка СМИ и художественных текстов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
  • Метаязык семантики. Уровни смысла
  • Взаимодействие значений. Предметные и предикатные слова. Валентности. Семантические и синтаксические актанты
  • Полисемия
  • Синонимы
  • Композициональность и некомпозициональность. Фразеологизмы. Конструкции. Синтаксические фраземы. «Любимый» вариант заполнения, или колексемы. Coercion в языке и в литературе.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание состоит из 6 заданий (1 задание в неделю). В каждом ДЗ есть несколько вопросов, требующих объемного ответа. Используется метод взаимной оценки студентами. В тексте заданий есть критерии этих оценок, так что студенты будут сами выставлять друг другу баллы.
  • неблокирующий Финальный Тест
    Финальный тест состоит из 30 вопросов
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 4th module
    0.6 * Домашнее задание + 0.4 * Финальный Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Лайонс, Д. Лингвистическая семантика: Введение : учебник / Д. Лайонс , под общей редакцией И. Б. Шатуновского , перевод с английского И. Б. Шатуновский, В. В. Морозов. — Москва : Языки славянских культур, 2003. — 400 с. — ISBN 5-94457-128-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/137044 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Апресян Валентина Юрьевна
  • Дьячкова Анна Евгеньевна